Школа через корневое образование

Давайте поговорим о возможностях прохождения школьной программы с опорой на корневое образование. И сделаем это на примере географии.


Освоение курса географии делаем в 3 этапа:
1. Осознание бытовой ценности инструмента “География”.
2. Освоение понятийного инструмента географии.
3. Исследование школьного курса географии.
—————————
Задача первого этапа – создать условия, чтобы дети:
1. Познакомились с понятием “география” и поняли, что это прикладной инструмент;

2. Нашли свои бытовые задачи, в которых сталкиваются с географией и активно ей пользуются. В т.ч., чтобы осознали общие принципы применения географии в разных масштабах (квартира > дом > двор > район > город > область > страна > континент > планета > солнечная система > галактика > вселенная).

3. Осознали, какие новые возможности открывает им владение инструментом “география”
—————————
Задача второго этапа – создать условия, чтобы дети, через создание игрушек и игр:
1. Осознали и научились применять базовые понятия географии:
– пространство;
– жизненное пространство;
– модель пространства и разные виды моделей;
– карта (частный случай модели пространства);
– условное обозначение;
– географические координаты;
– литосфера и её компоненты;
– гидросфера и её компоненты;
– атмосфера и её компоненты;
– биосфера и её компоненты;
– техносфера и её компоненты;
– носфера и её компоненты и т.п.
2. Освоили базовые инструменты географии и получили опыт их практического применения:
– исследование пространства;
– моделирование пространства;
– построение карт; – чтение карт;
– прокладка маршрутов;
– ориентирование на местности по разным ориентирам;
– суждение о местности по картам;
– задание картам тематического контекста (ландшафтного, природного, экономического);
– познание и освоение жизненного пространства;
– применение географических знаний для построения жизненных путей.
3. Получили радость о знакомства с географией.
—————————
Задача третьего этапа – создать условия, чтобы дети:
1. Исследовали инструменты школьного курса географии и разобраться, зачем они нужны (учебник, контурные карты и т.п.);
2. Исследовали материалы школьного курса географии, выполнить задания и связать их с ранее полученным опытом;
3. Обобщили полученный опыт.
—————————
—————————

ЗАНЯТИЯ 1 ЭТАПА

1. Строим карту квартиры / дома. Играем в навигацию по дому.
2. Вводим понятие “условное обозначение”. Расставляем на карте условные обозначения (названия комнат, расстановка мебели)
3. Находим и размечаем на карте источники ресурсов (холодильник – источник продуктов питания, плита – источник тепла, водопровод, электрические розетки, роутер – источник интернета и т.п.)
4. Обсуждаем, как ресурсы попадают в эти источники и откуда они берутся – расширяем представление о жизненном пространстве.
5. Обсуждаем материалы, из которых сделан дом и предметы в нём – обсуждаем, какие ресурсы нужны для их создания (камень, дерево, руды, вода, углеводороды и т.п.). Придумываем условные обозначения для этих ресурсов. Сравниваем с общепринятыми. Играем в переработку ресурсов.
6. На большом листе строим карту своего двора / района. В процессе строим понятия “белое пятно на карте” и “путешествия”. Заполняем белые пятна. Строим для карты систему условных обозначений. Прячем и находим клады.
7. Исследуем и группируем условные обозначения.
8. Наносим на карту разметку. Строим географическую сетку. Пробуем по ней ориентироваться. Используем компас. Делаем привязку карты к сторонам света. Смотрим другие ориентиры – солнце, полярная звезда, мох на деревьях и т.п.
9. Измеряем кусок района длинной рулеткой. Смотрим характерные расстояния между объектами. Наносим размеры на карту. Вводим понятие масштаба.
10. Смотрим на карту района на картах яндекса / гугла. Находим свой дом. Сравниваем карту со своей.
11. Играем с глобальной картой в поиск интересностей. Играем с масштабом карты. Отслеживаем линию ” дом > двор > район > город > область > страна > континент > планета”.
12. Играем в “прогулки по глобусу”. Находим интересные места, их названия и смотрим, что там есть интересного (статьи, видео). Обсуждаем – куда было бы интересно попасть и про что узнать больше. Обсуждаем, как нам в этом помогут знания географии.
13. Играем в карту или глобус “в белых пятнах” и путешествия – покрываем карту закрытыми участками и постепенно их открываем – смотрим, что нашли. Сопоставляем с нашим опытом составления карты района.
14. Копаем яму. Фотографируем и обсуждаем разные слои груна. Берём пробы разных слоёв. Делаем дома модель грунта в банке. Обсуждаем понятие литосферы.
15. Делаем многослойную модель горы из подручных предметов (подушек, коробок, одеял, книг и т.п.). Размечаем уровни высот (в идеале – лазерным нивелиром). Играем в альпинистов и учёных, ведущих исследование горы. Сравниваем что получилось со структурой почвы.
16. Смотрим фильмы о структуре литосферы и внутреннем устройстве земли. Делаем фактурную модель земли в разрезе. (в концентрические круги наклеиваем разные материалы). Обсуждаем “а правда ли так”. Узнаём, где гипотезы, а где – факты. Смотрим фотографии “подземного сканирования”.

И т.п.
—————————
—————————

ЗАНЯТИЯ 2 ЭТАПА

Берём вместе с детьми учебник.

Выписываем из него понятия, которые там встречаются. Проходим их по оглавлению и по всем параграфам.

Обсуждаем понятия и вместе придумываем – что можно сделать на эту тему и во что можно вместе играть.

При этом, используем базу идей игрушек:
http://raobr.ru/creation/toy_list.html

—————————
—————————

ЗАНЯТИЯ 3 ЭТАПА
Дети читают учебник и делают формальные задания. Уже с накопленным понятийным аппаратом и игровым опытом.

—————————
—————————

ИТОГО:

Такую же раскладку можно сделать для любого предмета. И важно уметь проводить занятия с детьми в этой модели.

Про чувство себя и своего

Представьте, что перед Вами стоят три блюда.
 
На одно из них Вы смотрите, и организм Вам говорит:
– Слушай, а давай это съедим! Ну давай! Мне это в меня нужно.
 
На второе смотрите и организм говорит:
– Ну… Это так… Есть можно. Пройдёт насквозь и не заметишь.
 
На третье смотрите и организм говорит:
– Это в меня не суй. Не моё.
 
Понятная ситуация?
И, что характерно, Вы эти решения принимаете, не исследуя химический состав продуктов, не производя вычислений.
 
Сенсорной системы для принятия таких решений достаточно – мы чувствуем: вот эта еда нам подходит, а вот эта – нет.
 
Мы, просто, чувствуем своё и не своё.
 
——————————
 
Красота в том, что мы чувствуем своё и не своё практически во всех сферах жизни.
 
Чувствуем свои задачи, свои решения, своих людей, свои отношения, своё пространство, свои вещи, свои пути и т.п.
 
Наша сенсорная система в этом очень эффективна.
 
И чем больше в нашей жизни своего, тем больше в ней радости. С едой просто:
 
– Съел то, что нужно – организму хорошо. Съел то, что не нужно – организму плохо.
– Съел то, что не нужно – организму плохо и он тебе это ещё припомнит.
 
Аналогично с решениями:
– Решаешь свою задачу – тебе хорошо, спокойно и радостно.
– Взялся делать не своё – шею зажало. Или спину. Или ещё чего. Разбирай всё это потом.
 
Организм – он как автомобиль. Если мы с ним бережно, то и он с нами тоже.
 
——————————
 
В общем, мы чувствуем, что для нас лучше всего.
 
Понятно, что иногда нужен анализ и расчёт. Но очень часто чувствительности достаточно.
 
Вопрос в том, доверяем мы своим чувствам или нет.
 
Часто – не доверяем. Это такая годами наработанная привычка – делать не своё.
 
Откуда такая привычка берётся?
Это важный вопрос. Если чувствуете, что у Вас она есть – поищите истоки в детстве. Что Вы много делали такого, чему Ваш организм сопротивлялся?
 
——————————
 
Чувствовать своё – это способность, которую можно развивать.
 
Для детей – естественная. У взрослых – можно восстанавливать.
 
Восстанавливать – через внимание к себе и настройку доверия к себе.
 
Это трудоёмко, непривычно. И это даёт результат.
 
Например, научившись этому, Вы начинаете чувствовать, какие дела для Вас действительно важны. И фокусируетесь на них, отсеивая то, что Вам не подходит.
 
В результате, вкладываете силы и время в себя. Попробуйте предположить результат.
 
🙂
 
——————————
 
Вот.
 
Способность чувствовать себя можно настраивать разными путями.
 
Можно самим. Можно – со мной. Кто у меня тренинги проходил, в той или иной форме это пробовали.
 
Путь, который мне нравится больше всего – тренинг “проявление себя”. Там Вы задаёте себе вопрос “Кто я?” и ищете ответ, лучше всего воспринимаемый организмом.
 
Трудоёмко. Странно. Интересно. В результате узнаёте себя и набираете опыт себе доверять.
 
Приходите:
http://raobr.ru/idea/yourself/
 
Для участия в тренинге отвечайте на входные вопросы и стучитесь в личку.
 
Оплачивать можно сразу или после прохождения. С недавних пор, я сделал для этих вариантов участия разную цену.
 
В общем, кому нужно – включайтесь.
 
Всем – радости 🙂

Образ про корневое образование

Этот образ нам подарили на одном из курсов:

Человек – это такое множество консервных банок. И вот в корневом образовании мы их по одной вскрываем и с удивлением смотрим, что там внутри

Про чувство себя и своего

Представьте, что перед Вами стоят 3 тарелки с едой. И все вызывают разные ощущения.

Про первую тарелку тело говорит: “Давай съедим. Нам это нужно.”
Все сенсорные системы организма это подтверждают. Запах, цвет, форма продуктов – всё телу нравится.

Про вторую тарелку организм говорит “Пофиг. Хоть ешь, хоть не ешь. Пройдёт насквозь и не заметим”.

Ощущения от третьей тарелки: “Нафиг. Убери. ЭТО ЕСТЬ НЕЛЬЗЯ”.
Организм физически отторгает этот продукт.

Нормальна ситуация – у нас сенсорные системы настроены на контроль того, что мы едим, пьём, чем дышим.

——————

Теперь представьте, что у вас есть три дела. Или три проекта. Или три идеи.

И про одно дело / проект / идею организм знает, что ему это нужно.
Про другое чувствует, что пофиг. Третье не принимает.

Вы чувствуете себя, смотрите на свою жизнь, на мир вокруг и ясно видите “вот это – я”. “вот это мне подходит, а вот это – нет”.

——————

Обладая чувством себя Вы делаете то, что Вам подходит, едите то, что Вам подходит, находитесь с людьми, которые Вам действительно близки. И жизнь получается правильной.

Такая организация жизни приносит радость и даёт большой жизненный ресурс:
– Вы фокусируетесь на главном.
– Вы обретаете большой жизненный ресурс, т.к. отсеиваете “шелуху” и не тратите на неё силы и время.
– Вы делаете свою жизнь действительно своей.

——————

Интересный процесс протекает, когда Вы настраиваете чувства себя. Проявляете себя, осознаёте и учитесь быть собой.

Типичная реакция – остановиться, посмотреть на свою жизнь и задать вопрос: “Что я вообще здесь делаю? Мне ж – туда…”

Потом – переход из текущего состояния в своё. Иногда мгновенный. Иногда – медленный и инерционный (много лишнего на жизнь навешано и его надо аккуратно снимать). Потом – хорошо.

Каждый раз, когда я такое вижу, мне очень нравится. 🙂

Настроить чувство себя и своего помогает дистанционный тренинг проявление себя.

Осознанность

Представьте себе ребёнкакоторый в первый раз жизни столкнулся с какой-то новой ситуацией. Например, увидел кошку. Или мама ему утром дала в руки зубную щётку. Или ещё чего.

И он на эту ситуацию среагировал: кошку погладил (или за хвост схватил), щёткой зубы почистил…

Не очень важно, что именно он сделал. Важно, что у него в нервной системе записалась модель этой ситуации.

У этой модели есть ПРИЗНАКИ: кошка или утро и щётка. И есть РЕАКЦИЯ на эти признаки: гладить кошку и чистить зубы.

Когда эта ситуация появилась в жизни первый раз — человеку надо было в ней разобраться и принять для себя сложное решение — что делать. ГОТОВОГО РЕШЕНИЯ НЕ БЫЛО и ребёнок его ПРИДУМАЛ.

Как только он один раз это сделал, у него в нервной системе записалась программа вида “есть признак — реагировать так”. Примеры таких программ:

  • есть кошка — надо гладить;
  • утро — надо чистить зубы;
  • хорошая погода на улице — надо пойти гулять.

Процесс повторялся много раз и программа доведена до автоматизма. Ребёнок стал гладить кошку, не задумываясь об этом. И зубы чистить. Просто привык.

Говоря словами академика Павловау ребёнка выработался условный рефлекс: утром встал — надо почистить зубы. И кошку погладить.

Вроде бы, как это связано с осознанностью? Сейчас расскажу

Рефлексы и потеря осознанности

Программы-рефлексы, описанные выше, человеку очень нужны. Рефлексы помогают человеку быстро принимать решения в уже известных ситуациях.

Используя рефлексы, человек ходит, чистит зубы, ест ложкой, пишет, ходит на уроки, целуется, бродит по фэйсбукам, рассчитывается по коммунальным счетам, управляет проектами и предприятиями…

В знакомых ситуациях действия человека доведены до автоматизма. Очень ценная штука. И в ней же — сложность.

Алгоритм потери осознанности и перехода к неосознанной жизни — начало

Давайте посмотрим на простой процесс:

  • Чем дольше человек живёт, тем больше ситуаций вокруг него возникает.
  • Чем больше ситуаций, тем больше записывается для них признаков и программ реакции.
  • Чем больше признаков человеку известно, тем меньше ему надо находить новых решений. Достаточно использовать готовые программы.

ВНИМАНИЕ, ВОПРОС: Что произойдёт, когда таких программ станет очень много — на все случаи жизни?

Подумайте над ответом сами. А потом читайте дальше.

Алгоритм потери осознанности и перехода к неосознанной жизни — продолжение

Когда программ становится критически много, человек начинает ЛЮБУЮ СИТУАЦИЮ распознавать, как уже знакомую. И на любую ситуацию запускает готовое решение.

Человек перестаёт осознавать происходящее и начинает жить “автоматически”. Т.е. ТЕРЯЕТ ОСОЗНАННОСТЬ.

Автоматически люди делают очень много — ходят на работу, читают профессиональные статьи, ругаются с близкими, качают файлы из торрентов.

Тот самый случай, когда готовое решение есть “на все случаи жизни”. Во всех этих случаях человек НЕ ДЕЛАЕТ НИЧЕГО НОВОГО. Только АВТОМАТИЧЕСКИ ВОСПРОИЗВОДИТ СТАРОЕ.

Этакий забавный живой робот.

Потеря осознанности — характерный возраст и признаки

Из моей практики — можно выделить возраст, в котором по этой схеме происходит потеря осознанности. Примерно 30-35 лет.

Это у моего поколения. У более молодых встречается раньше. Даже у подростков. Очень мощный сейчас информационный поток – быстро наступает перегруз.

К этому моменту у человека накапливается критическая масса рефлексов.

И у этой ситуации есть очень характерный признак: У ЧЕЛОВЕКА ГАСНУТ ГЛАЗА.

Вроде бы — ну вот же он. Ещё в прошлом году горел. Делал что-то новое. Интересно что-то рассказывал. А тут сидит, как робот. И рассказывает, как у него всё хорошо (или плохо).

Причём, рассказывает, явно, уже не первый раз, одними и теми же словами — тоже на автомате.

Разница в восприятии мира «как есть» и «как привык»

ВНИМАНИЕ, ВОПРОС: А на самом деле, ситуации, происходящие с человеком, те же самые, что были раньше?

ОТВЕТ: Вообще ни разу.

Например, человек может в юности ошибиться в отношениях с противоположным полом. И завязать восприятие на какой-нибудь охранный рефлекс — боль или страх.

И на всю жизнь будет уверен, что “все мужики — козлы” / “все бабы — дуры”. Хотя всех точно не проверял. Просто с каждым следующих партнёром ищет старые признаки и воспроизводит уже привычные программы.

Если он эту ситуацию увидит в себе “со стороны” — легко это изменит.

ВОПРОС: почему не видит и не меняет?

А не видит, потому что воспроизведение программы — рефлекс, выполняемый неосознанно.

Это как молоточком ударить по коленке — нога дёрнется. Человек этим не управляет в большинстве случаев.

Чтобы управлять, надо перехватывать управление у собственного организма.

Это вполне реально. Но это — отдельная большая тема.

Проверка собственной осознанности

Вы можете попробовать сами разобраться в своей осознанности.

Простой вопрос для самопроверки: Что Вы делаете “на автомате”?

Хотите, чтобы этот вопрос дал реальный результат — напишите нумерованный список из 30 пунктов. Уже многое про себя узнаете.

Как развивать осознанность?

Общий принцип — вычищать своё сознание от рефлекторных действий и фонового рефлекторного мышления

Как с компьютером — полезно периодически чистить реестр от старых и ненужных данных.

Очень рекомендую книгу Экхарта Толле «Сила момента сейчас». Там много простых и прикладных рекомендаций.

Отмечу, что типичное «рациональное мышление» будет сопротивляться. Иногда будет казаться, что это «типа какая-то магия». Всё дело в непривычной терминаологии. Если с этим справитесь – получите много полезного. В конце концов, сопротивление чтению — простой защитный рефлекс.

Немного общих мыслей и рекламы

Этот материал — полноценная рабочая модель. Если его аккуратно использовать — можно делать жизнь гораздо более радостной и, вообще, правильной.

Мы стараемся давать модели такого качества. Например, есть не менее ценный (но более сложный) цикл про понимание. При этом, надо понимать, что для полноценного освоения модели нужна практика. Для этого и созданы тренинги про осознанность в образовании и большой курс корневого образования.

Собственно, курс — первая попытка собрать мои разработки в полноценный комплекс. Когда это получится — у нас будет действующий прообраз целостного образования.

По мне — интересная задача.
🙂

Исследуем и настраиваем способность падать

“Черновой” набор вопросов для исследования способности падать:
– какие могут быть причины падения?
– какие причины падения наиболее вероятны?
– как тело теряет равновесие при разных вариантах падения?
– какие, при этом возможны траектории падения?
– какие траектории наиболее безопасны?
– как выбрать наилучшую траекторию?
– какие мышечные группы нужно для этого задействовать?
– какие опоры нужно для этого задействовать?
– какие углы в суставах нужно создать?
– какие для этого нужны усилия?
– какая скорость реакции у твоей нервной системы – в какой момент она обнаружит падение?
– какие рефлексы нужно настроить, чтобы падение было наиболее безопасным?
– какие виды падений наиболее вероятны и для них нужно подготовить защитные и компенсаторные рефлексы?
И т.п.
 
Список собрал “на коленках”, но общие принципы видны.

Вопросы – про изучение. Отдельная тема – настройка. 

 
UPD. Зачем я это написал? Чтобы показать пример как, можно что-нибудь в себе и своей жизни исследовать и настраивать. Родилось по итогам одного из разговоров про осознанность в образовании.

Игорь Скирневский

Радостно живем – радостно учимся

Приветствую вас, друзья, на нашем новом сайте! Я Анна Федорова, психолог, арт- терапевт, консультант и коуч по СО и Корневому образованию, и мама троих детей-хоумскуллеров.

Хочу поделиться с вами своим кредо. Оно очень простое: образование не может быть оторвано от всей остальной жизни: осознанной, наполненной творчеством, трудом, общением, и – конечно же – радостью. Повышая осознанность собственной жизни, погружаясь в потоки созидания, любви и общения, вы делаете для образования своего ребенка несоизмеримо больше, чем читая методическую и учебную литературу. Почему я так уверена в этом? Потому что мы с мужем, и другие семьи стараются жить таким образом, и наши дети, которые не ходят в школу и занимаются “уроками” два-три часа в неделю, намного опережают своих условных одноклассников, успевая еще играть на скрипке, заниматься спортом, много гулять, играть и рисовать. Буду писать об этом подробно постепенно, и всегда готова пообщаться на эту и многие другие темы!

Про ценности и цели

Часто спрашиваю людей: “что такое ценность?”.

Слово на слуху, но объяснить его суть почти никто не может. Чаще всего говорят “ценность – это то, что важно”.

Определение не удобное для практического применения, поэтому дам своё.

————————-

ЭТИМОЛОГИЯ
Слово “цен-н-ость”, подобно слову “пар-о-воз” имеет два корня:
– “цен”, очевидно, от “цена”;
– “ость” – основа.

Т.е., по строению слова, “ценность” – “то, у чего в основе цена”.

Отсюда определение:

ЦЕННОСТЬ – то, ради обретения или сохранения чего человек готов активно действовать, отдавая какую-то цену.

Такое определение – удобный ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ:
– Если человек ради чего-то активно действует, цену отдаёт – для него это ценность;
– Не действует и не отдаёт цену – не ценность.

Разберём это определение.

————————-

ЦЕНА
Цена может быть любая – личное время, деньги, силы, честь, отношения….
Что-то, чем человек обладает и это отдаёт.

ОБРЕТЕНИЕ ИЛИ ДОСТИЖЕНИЕ
Здесь тоже всё понятно. Человек хочет обрести еду – отдаёт за это деньги. Хочет сохранить здоровье – отдаёт личное время и силы, бегая по утрам.

АКТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ
Действие – означает, что человек концентрирует внимание и прилагает усилия.

Чтобы показать, как важно действие, разберём разные виды ценностей.

————————-

МНИМАЯ ЦЕННОСТЬ

Мнимая ценность – то что человек считает ценность, но ради чего не совершает никаких действий и не отдаёт цену.

Примеров много:
– человек с лишним весом уверен, что “надо похудеть”, но в спортзал не идёт;
– курильщик считает “надо бросить курить”, но ничего ради этого не делает;
– родитель думает “надо заниматься с детьми”, но приходит домой, садится за компьютер и про детей забывает;

Думаю, любой из нас найдёт в своей жизни много примеров.

Т.е. мнимая ценность – то, что мнится ценностью, но ей не является.

————————-

РЕАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Реальная ценность – то, ради чего действительно действуют и отдают цену.

————————-

ЛОЖНАЯ ЦЕННОСТЬ

Ложная ценность обладает характерными чертами:
1. Это реальная ценность. Т.е. человек ради неё активно действует и отдаёт цену – время, силы, средства.
2. Человек думает, что он отдаст эту цену и ему станет хорошо. А ему становится плохо.

Типичный пример – алкоголь и наркотики. Люди ради них отдают огромную цену и через это себя гробят.

Другой пример:
Представьте человека, который хочет подняться на ступеньку по карьерной лестницы и на 20% увеличить себе зарплату.
Он ради этого много сил и времени отдаёт и думает, что ему от этого станет хорошо.
Всё получается. Зарплата растёт на 20%, а время работы увеличивается с 8 до 12 часов ежедневно. В итоге человек перегружен, всё время уставший, злой, портит отношения с семьёй, разводится.
В итоге ему плохо, но цену он уже отдал. Типичная ложная ценность.

————————-

ИСТИННАЯ ЦЕННОСТЬ

Истинная ценность – то, ради чего стоит отдавать цену.

Воздух, например – истинная ценность, как и вода и другие ресурсы жизнеобеспечения.

Жизнь – истинная ценность.
Здоровье (исправность организма) – истинная ценность.

Ключевой вопрос: как истинную ценность отличить от ложной ДО начала действия?

Могу предложить 2 способа:
– по базовым ценностям;
– по ощущениям и рефлексам.

————————-

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ

Базовые ценности – такие ценности, на достижение или сохранение которых направлены все остальные.

Например, жизнь и длительное время жизни – вполне себе базовые ценности. А здоровье нужно, чтобы их обеспечивать.

Радость – базовая ценность.

Продолжение рода – базовая ценность. Отсюда ценность для человека – жизнь его детей.

А комфортное жильё, например, нужно, чтобы испытывать радость, сохранять жизнь и создать условия для продолжения рода.

Сохранение вида – базовая ценность. Иногда более значимая, чем жизнь отдельного человека.

Можно разные наборы базовых ценностей строить, но в любом случае, базовых ценностей будет не много.

Это полезная модель, но удобнее рассматривать ценности через ощущения.

————————-

ЦЕННОСТИ КАК РЕФЛЕКС

Любое активное действий человека порождается потребностью организма это действие совершить.

Т.е. откуда-то из организма идут нервные сигналы, организующие движения руками, ногами, глазами, речевым аппаратом и т.п.

Очень упрощённо, можно сказать, что человек как организм действует ради обретения, сохранения или избегания каких-то ощущений.

Ощущения поступают через сенсорную систему организма и могут принимать довольно причудливые формы.

Вот, например, некоторые ощущения к которым человек может стремиться:
– ощущение радости;
– ощущение лёгкости;
– ощущение удовольствия (не путать с радостью);
– ощущение сытости;
– ощущение комфорта;
– ощущение обладания чем-то (например – деньгами);
– ощущение своей похожести на кого-то;
– ощущение превосходства над кем-то;
– ощущение достижения результата;
– ощущение признание другими людьми и т.п.

И избегать человек может боли, страха, дискомфорта (холода, жары, слишком громкого звука и т.п.).

В случае с избеганием, человек действует всё-равно ради достижения какого-то полярного ощущения. Например – от боли к комфорту.

Отсюда ВТОРОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТИ:

Ценность – ощущение, ради обретения или сохранения которого человек готов активно действовать, отдавая какую-то цену.

Вот так. Ценность – телесна.

Отсюда ложные ценности – те, достижение которых принесёт боль, страх, дискомфорт и т.п. В предельном случае – опять таки потерю жизни человека, его потомков, или других людей, которых он воспринимает, как “своих”.

Дальше поговорим о всяких прикладных темах.

————————-
————————-

ЦЕЛИ

Дам ещё одно определение:
Цель – это точка в пространстве ценностей.

Поясню определение на примере. Представьте себе студента. Рассмотрим у него две шкалы ценностей:
– ощущение комфорта от жилья;
– ощущение сытости и вкусности питания;

В исходном состоянии студент в точке “живу в общежитии, питаюсь дошираком”.
Хочет перейти в состояние “живу в своём доме, питаюсь в ресторанах”.

Ценности одни, уровни ценности разные. Стремление перейти из одного состояния в другое – мотивация.

————————-

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ЧЕРЕЗ УПРАВЛЕНИЕ ЕГО ЦЕННОСТЯМИ

Человек может ставить цели только в пределах осознаваемых ценностей.

А каких ценностей не осознаёт, про то цели ставить не может.

Типичный пример – цели, которые учат ставить в бизнес-школах:
– Количество денег, которые надо заработать;
– Рынки которые надо занять;
– Материальные ценности, которые надо купить и т.п.

Всё это хорошо. Поставили цели и контролируем их достижение.

Один вопрос: А радость где?

Т.е. радость здесь не учитывается. Поэтому вокруг много людей, которые успешны в плане денег, и при этом глубоко несчастны.

Зато они – большой производитель оборота денег в пространстве.

А причина одна: радость не учитывается при контроле.

Говоря на бизнес-языке – радость не включена в KPI.

А если какой-то показатель не контролируется, результаты по нему не достигаются.

Поэтому, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕКУ ЗАДАТЬ ЦЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ – ВСЕ ЕГО ЦЕЛИ БУДУТ В ПРЕДЕЛАХ ЭТИХ ЦЕННОСТЕЙ.

Чем активно и пользуются. И это надо уметь видеть.

Например, смотря всевозможные фильмы, мультфильмы и т.п. полезно задать себе вопрос: ради чего персонаж активно действует и отдаёт цену?

В этом суть подмены ценностей и защиты от неё.

————————-

ПРИМЕР УПРАВЛЕНИЯ МАССОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЬМИ ЧЕРЕЗ ЦЕННОСТИ

У меня есть очень показательный пример, как ломали ценности детям моего поколения, в начале 90-х.

Вспомните мультфильм “Утиные истории”.

Красивый, яркий, интересный мультфильм, который крутили по телевизору каждые выходные. Компьютеров не было, поэтому время просмотра было фиксированное.

И дети прибегали его смотреть. Улицы пустели. Я хорошо помню – тоже каждый раз прибегал. И родители радовались – дети заняты.

Теперь зададим себе вопрос – ради чего персонажи действовали и отдавали цену (собственные силы, время)?

Ответ: ради:
1. обретения БЫСТРЫХ И ЛЁГКИХ ДЕНЕГ;
2. сохранения накопленных денег.

Любая серия – или одно, или другое. Больше первого.

А теперь смотрите: дети много раз, в течение несколько лет видят модель поведения “найти лёгких и быстрых денег”.

Они не видят труда, не видят производств, не видят, как создаются продукты для других людей. Видя только получение денег для себя. Часто – не корректными методами.

А у детей есть функция “зеркалить”. Т.е. они просто копируют ту модель поведения, которую видели у ярких и запоминающихся персонажей.

Теперь посмотрите через это на окружающую реальность….

————————-

ВТОРОЙ СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЦЕННОСТИ

Можно делать подмену ценностей, а можно давать ложные инструменты.

Т.е. ценности обозначают правильные, но инструмент для их достижения совсем этим ценностям не соответствует.

Типичный пример “Хочешь быть счастливым – возьми ипотеку”.

————————-

ИТОГО:

Для полноценной жизни полезно знать про себя ответы на вопросы:
1. Какие ощущения я хочу испытывать в жизни? (какие ценности – ощущения мне нужны)
2. Как мне нужно организовать и обеспечить свою жизнь, чтобы получать эти ценности?
3. Какие инструменты мне нужно

Полезно, также, развивать в себе навыки:
– ясно видеть, ради каких ценностей я действую прямо сейчас;
– осознанно управлять своей системой ценностей;
– считывать ценности других людей по их действиям;
– взаимодействовать с людьми в соответствии с их ценностями.

Вот примерно так.
Радости вам.

Про возможности

Что такое возможность?

Слово привычное, а суть может быть не ясна.
Поэтому, попробуйте сформулировать – что такое “возможность”. Затем читайте дальше.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Возможность – ситуация, в которой:
– если активно действовать, то можно обрести какую-то значимую ценность, затратив на это сил, времени и иных ресурсов значительно меньше, чем в других условиях.
– если не действовать – всё останется как есть, или хуже.

Другими словами – если сделал сейчас, сил времени и ресурсов уйдёт значительно меньше, чем потом.

—————————

ОСВОЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОНОМИТ СИЛЫ И ВРЕМЯ
У меня на глазах полно актуальных примеров.

– Можно пить при гриппе горы лекарств и гробить иммунитет, а можно правильным образом постучать по спине палкой и болезнь уходит (это мне в воскресенье делали 🙂

– Можно годами мучиться с болями в плечах и шее, а можно за 5 минут расслабить плечевой пояс, за час научиться делать это самому и за неделю закрепить расслабленность.

– Можно заставлять ребёнка читать по много часов, хотя он страницу текста читает часами. А можно ему зрение настроить за неделю. И ту же страницу он будет читать за пять минут.

Не редко, после освоения хорошей возможности, задаёшь себе вопрос “Почему я не сделал этого раньше?”. Иногда добавляешь – я же знал.

—————————

Для успешного применения возможностей нужны соответствующие навыки:
– осваивать возможности;
– видеть многообразие возможностей;
– проявлять возможности;
– создавать возможности;
– выбирать лучшие возможности;
– отказываться от слабых возможностей;
– быть возможностью.

Все эти способности тренируются.

—————————

Возможности есть всегда. В любой момент времени, можно совершить простое действие, приводящее к большому результату.

—————————

К этому добавлю несколько слов о себе:
Я специализируюсь на поиске, проявлении и создании возможностей. Я их, просто вижу – это врождённый навык.

У меня дефицит функции удержания (воли) и я вынужден это компенсировать “лёгкими” решениями. Поэтому там, где не могу взять упорством, беру изяществом.

На этом же принципе построены многие мои образовательные разработки: простые, доступные решения. И это всегда возможности для радости.

Для их освоения всегда требуется труд и ответственность перед собой – без этого не получится. И если этот труд приложить жизнь может стать гораздо более своей.

Вот. Мне в радость. 🙂