Корневые способности – способности, на которых держится жизнь человека
Вот несколько примеров:
- любое новое дело держится на способностях познавать новое и осваивать новые инструменты;
- любое решение держится на способности сравнивать и делать выбор;
- всё, что мы делаем руками, держится на способностях удерживать в руке предмет, перемещать руку в заданную точку пространства и фокусировать на руке взгляд.
Корневые способности – прирождённые
Все примеры способностей, которые приведены выше – заложены в человека с рождения.
И таких способностей много: запоминать, узнавать образы, различать звуки, удерживать внимание, начинать и заканчивать дело, продолжать род.
Сначала изучаем корневые способности, затем – всё остальное
Представьте себе два подхода к образованию:
Подход 1:
Вы изучаете разные предметы математику, физику, географию, программирование, историю и т.п.
Подход 2:
Вы сначала, исследуете и настраиваете свои способности:
- познавать;
- осваивать новые инструменты;
- искать и находить информацию;
- выделять суть;
- находить причинно-следственные связи и т.п.
И уже затем изучаете математику, физику, философию, управление автомобилем, программирование и т.п.
Какой из подходов даст больший результат?
Что значит “изучать корневые способности”?
Возьмём, для примера, воображение – способность строить образы. Как его изучать?
Для начала, нужно разобраться, какие свойства есть у воображения. Что у воображения, вообще, можно изучать?
Вот несколько свойств:
- область применения: для каких задач мы применяем воображение?
- виды создаваемых образов: визуальные, звуковые, обонятельные, вкусовые и т.п.
- объекты для создания образов: собственные позы, движения, слова, другие люди, животные, места, наши рисунки, маршруты движения, вещи, которые мы делаем и т.п.
- сложность образов: насколько сложная структура? Какое количество деталей мы можем создавать и удерживать в образах?
- целостность образов: насколько полные, цельные и связные образы мы можем создавать?
Ещё у нашего воображения есть гармоничность, цветность, структура, форма выражения…
Есть мощность воображения – количество образов, которые мы можем создавать и удерживать в единицу времени.
Есть способность выражать образы в словах, рисунках, звуках, музыке и т.п.
Все эти свойства можно изучать, настраивать, согласовывать и, таким образом, изучать и настраивать воображение в целом.
Аналогично, можно настраивать любую другую корневую способность.
Какие ещё есть корневые способности?
Их много. Вот, например:
- способность ориентироваться: в пространстве, во времени, в своих чувствах, в отношениях, в изменениях;
- способность копировать: действия, слова, образы, принципы, подходы, рисунки, структуры, смыслы;
- способность задавать вопросы: это, вообще говоря, основа мышления и познания;
- способность пробовать: еду, движения, себя в разных сферах деятельности;
- способность соединять и сочетать: идеи в игре, одежду, продукты в еде, цвета в рисунках, материалы в поделках и т.п.
Сознательно не перечисляю здесь виды корневых способностей. Гораздо интереснее самостоятельно их находить и исследовать. Это развивает корневую способность “познавать”.
И способность, которую Вы самостоятельно осознали и в себе развиваете, становится действительно Вашей. Вы её присвоите.
Человек способен управлять тем, что может назвать.
Жить в радости – основная корневая способность человека
Вообще говоря, ради радости всё и затевается. И это – отдельная тема для разговора.
P.S. Курс освоения корневых способностей уже идёт в цикле “осознанность в образовании”.
Первая часть цикла: http://raobr.ru/idea/edu_awareness/
Вторая часть :
https://www.facebook.com/i.skirnevsky/posts/1244204742363021
Радости Вам 🙂