Книга интересных дел

Начать разговор с нами

Мы придумали книгу – семя, из которого будет произрастать образование человека про него самого и его корневые способности. Читайте, как мы себе это видим.

Начнём с вопросов:

Какое образование нужно человеку, чтобы жить счастливо?
Что значит “жить счастливо”?
Какие качества, способности, знания опыт для этого нужны?
Как создать условия, чтобы человек их освоил?

Понятно, что речь не про школьную программу. Нужна новая суть образования. Новое содержание. Новая форма.

Мы создаём такую модель образования. Давайте попробуем её себе представить.

Для начала, представьте себя ребёнком.

И представьте, что Вам в руки попадает “Книга интересных дел”

Открыв эту Книгу Вы находите 500 идей интересных дел, которыми можете заниматься.

Идеи очень разные:
– изучить подвижность собственных рук;
– нарисовать карту своего района;
– узнать историю жизни бабушек и дедушек;
– измерить длину хвоста кошки;
– научиться играть в го (и в городки тоже);
– сделать себе костюм инопланетянина;
– испечь торт… и т.п.

Представьте, что можете найти здесь идею на любой вкус. Какие-то дела можете сделать самостоятельно. Какие-то с друзьями. Какие-то с родителями.

Важно, что Вы видите сразу много возможностей, которые раньше не осознавали.

Представьте, что каждое дело ещё и описано интересно.

Есть название дела.

Есть фотография или рисунок, передающий образ дела. Такой, что хочется попробовать самому.

Есть краткое описание дела.
Но нет готового решения что делать. Это решение нужно найти самому.

А что есть?
А вот что:

1. Список поисковых запросов, по которым можно найти информацию про это дело. Например:
– костюм космонавта – фото;
– как сделать костюм космонавта;
– рисунки космонавтов и т.п.

2. Список вопросов про это дело – разжигающих к нему любопытство:
– как устроен космический скафандр?
– какие материалы для костюма космонавта можно использовать?
– из чего сделать баллоны для сжатого воздуха?
– как сделать шлем?
– как нанести на костюм надписи?
– как играть в космонавтов?
– какие животные / насекомые применяют “скафандры”?
– кто или что может помочь сделать скафандр?

3. Список инструментов, которые могут быть полезны для этого дела (инструменты могут быть очень разные: где-то молоток, где-то – логика)

4. Список задач предыдущего уровня – которые попроще и ведут к этой задаче.
Например: съездить с родителями в строительный магазин и магазин тканей – пощупать руками, какие бывают материалы.

5. Список корневых способностей человека, которые он в себе развивает, занимаясь этим делом. Например:
– воображение;
– мышление;
– способность осваивать новые инструменты;
– способность чувствовать красоту;
– эрудированность и т.п.

———————–

Представьте, что Вы, будучи ребёнком, попробовали одно, второе, третье дело.

Т.е. нашли интересные дела. Выбрали то, что интереснее всего. Влезли в интернет (сами или с родителями) – нашли видеоуроки и описания. Разобрались, что делать, сделали, получили результат.

Представьте, что Вы, при этом, почувствовали вкус к интересным делам. И стали их делать одно за другим.

Что это Вам даст?

———————–

Результаты будут примерно такие:

1, Вы поймёте, что можете наполнять свою жизнь радостными и интересными делами.

2. Вы осознаете, что есть много интересных возможностей. Всегда можно найти что-то новое и интересное.

3. Вы научитесь изучать большие объёмы информации и находить то, что Вам действительно интересно.

4. Вы научитесь находить задачи, которые вам по силам и доводить их до конца.

5. Вы научитесь видеть связи между делами. Понимать, что нужно сначала браться за более простое и тогда получится более сложное.

6. Научитесь договариваться о помощи – с родителями, братьями и сёстрами, друзьями.

7. Научитесь делать интересные дела вместе – такие, в которых требуется участие нескольких человек.

8. Научитесь самостоятельно учиться, опираясь на открытые информационные материалы – видеоуроки, текстовые инструкции и т.п.

9. Научитесь самостоятельно находить нужные информационные материалы. Сравнивать их. Выбирать наиболее удобные для освоения.

10. Вы осознаете, что у Вас есть корневые способности, на которые опирается Ваша жизнь. И Вы можете их развивать – интересно и с радостью.

Другими словами – Вы будете развиваться самостоятельно и с радостью.

Чтобы понять, какие возможности это открывает, давайте обсудим, что такое “жить счастливо”.

———————–

Расскажу “опорную модель счастливой жизни”.

Модель опорная, потому что на неё удобно опираться, чтобы настраивать жизнь.

Это такой базовый уровень счастья – освоив его, можно двигаться дальше, используя любые другие существующие модели счастья (благо, их много) или создавать свою.

Итак….

—– Опорная модель счастья —–

Человек умеет жить счастливо, если он живёт:
– радостно;
– наполненно;
– плодотворно.

Живёт РАДОСТНО во всём:
– видит мир в ярких красках;
– занимается любимым делом – действительно своим;
– окружает себя интересными людьми, с которыми хорошо;
– строить отношения с близкими, друзьями и другими людьми, так, чтобы это было в радость;
– создаёт себе уютное и радостное жизненное пространство;
– погружается в потоки и пространства, несущие радость;
– осознанно наполняет свою жизнь радостью и управляет этим процессом.

Живёт НАПОЛНЕННО во всём, нужном для жизни:
– наполняет себя энергией в теле;
– наполняет себя и свою семью, необходимыми для жизни ресурсами;
– наполняет свою жизнь интересными событиями, потоками, возможностями;
– наполняет себя интересными знаниями и опытом;
– наполняет себя и свою деятельность смыслом.

Живёт ПЛОДОТВОРНО – опять таки во всех аспектах жизни:
– создаёт руками, головой, сердцем;
– растит детей с радостью;
– создаёт радость и несёт в мир.

Вот такой образ. Дальше посмотрим, как налаживать такую жизнь детям и взрослым, опираясь на Книгу интересных дел.

———————–

Вся наша жизнь опирается на небольшое количество корневых способностей.

Например, чтобы освоить любое новое дело, нам нужны способности:
– познавать новое;
– осваивать новые инструменты;
– ставить вопросы и находить на них ответы;
– доводить дело до конца и т.п.

Мы можем осваивать скрипку, проектирование роботов, архитектуру, акробатику или вышивание крестиком – везде будем опираться на эти корневые способности. И везде будем действовать по одинаковым алгоритмам.

Если мы знаем эти алгоритмы и умеем их осознанно применять – любое новое дело будет нам доступно.

Для того, чтобы жить радостно, наполненно и плодотворно нам нужны способности:
– осознавать, чувствовать и настраивать себя (своё тело, мышление, ценности, характер);
– искать и находить (информацию, вещи, алгоритмы);
– понимать суть (слов, процессов, явлений);
– чувствовать границы (своего тела, действия, пространства);
– сравнивать и делать выбор;
– копировать (собственные действия и действия других людей, вещи, информцию)
– распределять силы и ресурсы;
– наполнять себя (воздухом, едой, энергией);
– создавать новое и т.п.

Нужна способность испытывать радость. И способность осознавать, сохранять и разивать свои способности.

Книга интересных дел – ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОСОЗНАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРНЕВЫХ ЖИЗНЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Инструмент, который могут применять дети и взрослые в семье. Самостоятельно и совместно. Посмотрим, как это работает.

———————–

В Книгу интересных дел включены:
– список корневых способностей человека;
– описание корневых способностей;
– навигатор по развитию корневых способностей с помощью интересных дел.

Эти разделы размещены в Книге отдельно и выделены цветом страниц – ребёнок, подросток или взрослый, взявшийся листать книгу, в них обязательно заглянет.

В результате, он сможет:
– осознать, какие корневые способности вообще можно в себе развивать;
– разобраться, что представляют из себя способности и зачем они нужны;
– найти интересные дела, в которых можно развивать нужные корневые способности.

Тут работает простой принцип: человек может осознанно управлять тем, что может назвать.

Простое осознание своей системы корневых способностей уже поможет человеку настраивать себя и свою жизнь.

А тут ещё Книга под рукой – опора для решения такой задачи.

———————–

Отмечу, что каждый человек будет развивать корневые способности в своей последовательности и своим способом.

Один начнёт с настроек тела, другой с мышления, третий – с воли.

Причём, сначала вообще на список способностей смотреть не будут – будут искать интересные дела.

Каждый выберет то, что ему наиболее интересно – то, что несёт больше всего радости.

И это правильно – сначала радость, потом эффективность.

Потом увидят ссылки на корневые способности. Потом задумаются – а что ещё можно развивать в себе. И так, постепенно, придут к осознанному и целостному развитию.

В радость.

———————–

ПРО РАДОСТЬ

Самый большой источник радости в жизни человека – возможность быть собой и делать своё.

Человек может быть талантливым математиком. Но настоящую радость находить, садясь за руль грузовика. И ему тогда правильно быть дальнобойщиком.

Кому-то нужно быть музыкантом. Кому-то стоматологом. Кому-то в экспедиции в тундру ездить.

Самая нужная способность человека – СПОСОБНОСТЬ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ И СВОЁ.

И вот тут хорошо помогает Книга интересных дел.

Суть в том, чтобы найти своё нужно, чтобы было среди чего искать.
Нужно много вариантов деятельности и жизненных путей, чтобы их можно было попробовать и найти своё.

И такое многообразие вариантов Книга даёт. Можно посмотреть, попробовать, примерить на себя. Найти наиболее подходящее.

И здесь же развивается ещё одна важная способность – наполнять жизнь именно радостными делами. Удерживать фокус на радости.
Тогда всё получается.

———————–
———————–

Карта интересных дел, не просто опора. Это трамплин для организации жизни в радость.

Сначала человек берёт из неё идеи и их воплощает. В процессе он находит много дополнительной информации и у него появляются свои идеи. Чем дальше, тем больше.

Со временем, человек привыкает самостоятельно наполнять свою жизнь интересными делами, потоками, окружением. И Книга интересных дел становится не нужна.

Можно продолжать ей пользоваться, как полезным инструментом. Но всегда есть возможность найти новое, интересное и радостное в самом себе.

———————–

ПРО ОБЩНОСТЬ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Книга интересных дел – опора для наполнения радостью отношений между детьми и родителями.

Здесь много идей. Много вопросов. Вопросов, интересных и детям, и взрослым. Дети и родители всегда могут найти здесь интересные идеи общих дел.

У самих взрослых расширяется эрудиция деятельности и интересов – многое из Книги они никогда в жизни не делали и даже не задумывались, что так можно.

Для родителей это возможность наполнить теплом и радостью своего собственного внутреннего ребёнка.

И это помогает найти со своими детьми общий язык. Научиться понимать, чувствовать друг друга. Доверять друг другу.

Общность лучше всего выращивается в общих делах. Во взаимной поддержке. В общей радости и от красивого результата

Создать поле общих дел с опорой на Книгу гораздо проще, чем придумывать всё самому.

———————–

ПРО ОСОЗНАННОСТЬ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСОЗНАННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Если детям, по началу будут интересны отдельные дела, то родители сразу могут заинтересоваться корневыми способностями.

Могут осмыслить свою собственную жизнь. Могут разобраться, что им дополнительно нужно в себе развить.

И могут сами для себя находить интересные дела, развивающие нужные способности.

Это существенно повысит осознанность в управлении своим развитием, своей радостью и своей жизнью в целом.

А у детей одна из основных способностей – “зеркалить” других.

Увидев, что родители занимаются собой и своими способностями, дети тоже этим заинтересуются. Будут пробовать. Искать свои собственные пути и идеи.

И будут раскачивать свои корневые способности быстрее, чем родители.

Хорошо, когда родители и дети начнут обсуждать корневые способности друг с другом. Когда будут строить совместное развитие, дополнять друг друга.

Это – возможность вырастить действительно глубокую общность и взаимопонимание на всю жизнь.

———————–

ПРО ЦЕЛОСТНОСТЬ

К Книге интересных дел прилагается журнал опыта.
В нём можно отмечать – что уже попробовали. И там же видно, какие корневые способности при этом развиваются.

Отмечать дела могут дети или взрослые – не важно.
Важно, что есть общее поле дел, на котором крестиками отмечено – это мы уже делали, а это ещё нет.

Что это даёт?
Целостный взгляд на то, что в жизни уже попробовали. И понимание, в какие сферы жизни и деятельности ещё можно погрузиться.

И по журналу явно видно: вот эти корневые способности мы уже осваивали, а вот эти ещё нет.

Это не значит, что нужно срочно бежать и осваивать то, что ещё не пробовали.

Но это опора для принятия решения: “это мне нужно, а вот это – нет”.

Человек может управлять тем, что может назвать. Видение всех возможностей как целого позволяет управлять целостностью в развитии.

————————–
————————–
————————–

Вот такую разработку мы сейчас готовим.
Если нравится – скажите об этом и расскажите другим.

Сейчас мы ищем средства на разработку – чтобы сконцентрироваться на ней и не отвлекаться добывание денег непрофильными способами.

Если знаете людей, которым может быть интересно нам помочь и сделать этот проект вместе – скажите.

Всем – радости 🙂

————————–

P.S. А вот что уже сделано…

1. Прообраз Книги интересных дел сделан и опробован в детском летнем лагере вместе с Анатолий Сторожев: https://yadi.sk/d/B2xcgVNww3hTn

2. Разработана большая часть содержания новой модели образования. Материалы постепенно будем собирать на этом сайте.

3. Создан прототип Книги интересных дел в части созидания – база идей игрушек, которые можно делать с детьми:
http://raobr.ru/creation/toy_list.html

Опыт занятий с детьми с опорой на эту базу показал очень высокую эффективность. Например, мальчик 11 лет через 3 недели по 2-3 занятия в неделю сделал полноразмерную модель скрипки.

4. Разработана концепция модели образования с опорой на энциклопедию интересных дел.

5. Разработана первая версия классификатора интересных дел.

6. Разработана первая версия классификатора корневых способностей человека.

7. Сделан прототип страницы для Книги интересных дел.
https://yadi.sk/d/3-JIQS6uw3iJC

8. Разработана первая версия сборника интересных вопросов.
https://yadi.sk/i/WLAtlbK4w455f

9. Есть хороший опыт применения фрагментов корневого образования в онлайн форматах: долгосрочные курсы для взрослых, отдельные тренинги, клуб семейного образования, летний семейный университет.

В общем, делаем. Самое время нам помочь. 🙂

Кто хочет помочь – читайте вот этот пост – пишете мне в Facebook или на почту i.skirnevsky@gmail.com