Корневые способности

Начать разговор с нами

Корневые способности – способности, на которых держится жизнь человека

Вот несколько примеров:

  • любое новое дело держится на способностях познавать новое и осваивать новые инструменты;
  • любое решение держится на способности сравнивать и делать выбор;
  • всё, что мы делаем руками, держится на способностях удерживать в руке предмет, перемещать руку в заданную точку пространства и фокусировать на руке взгляд.

Корневые способности – прирождённые

Все примеры способностей, которые приведены выше – заложены в человека с рождения.

И таких способностей много: запоминать, узнавать образы, различать звуки, удерживать внимание, начинать и заканчивать дело, продолжать род.

Сначала изучаем корневые способности, затем – всё остальное

Представьте себе два подхода к образованию:

Подход 1:

Вы изучаете разные предметы математику, физику, географию, программирование, историю и т.п.

Подход 2:

Вы сначала, исследуете и настраиваете свои способности:

  • познавать;
  • осваивать новые инструменты;
  • искать и находить информацию;
  • выделять суть;
  • находить причинно-следственные связи и т.п.

И уже затем изучаете математику, физику, философию, управление автомобилем, программирование и т.п.

Какой из подходов даст больший результат?

 

Что значит “изучать корневые способности”?

Возьмём, для примера, воображение – способность строить образы. Как его изучать?

Для начала, нужно разобраться, какие свойства есть у воображения. Что у воображения, вообще, можно изучать?

Вот несколько свойств:

  • область применения: для каких задач мы применяем воображение?
  • виды создаваемых образов: визуальные, звуковые, обонятельные, вкусовые и т.п.
  • объекты для создания образов: собственные позы, движения, слова, другие люди, животные, места, наши рисунки, маршруты движения, вещи, которые мы делаем и т.п.
  • сложность образов: насколько сложная структура? Какое количество деталей мы можем создавать и удерживать в образах?
  • целостность образов: насколько полные, цельные и связные образы мы можем создавать?

Ещё у нашего воображения есть гармоничность, цветность, структура, форма выражения…

Есть мощность воображения – количество образов, которые мы можем создавать и удерживать в единицу времени.

Есть способность выражать образы в словах, рисунках, звуках, музыке и т.п.

Все эти свойства можно изучать, настраивать, согласовывать и, таким образом, изучать и настраивать воображение в целом.

Аналогично, можно настраивать любую другую корневую способность.

Какие ещё есть корневые способности?

Их много. Вот, например:

  • способность ориентироваться: в пространстве, во времени, в своих чувствах, в отношениях, в изменениях;
  • способность копировать: действия, слова, образы, принципы, подходы, рисунки, структуры, смыслы;
  • способность задавать вопросы: это, вообще говоря, основа мышления и познания;
  • способность пробовать: еду, движения, себя в разных сферах деятельности;
  • способность соединять и сочетать: идеи в игре, одежду, продукты в еде, цвета в рисунках, материалы в поделках и т.п.

Сознательно не перечисляю здесь виды корневых способностей. Гораздо интереснее самостоятельно их находить и исследовать. Это развивает корневую способность “познавать”.

И способность, которую Вы самостоятельно осознали и в себе развиваете, становится действительно Вашей. Вы её присвоите.

Человек способен управлять тем, что может назвать.

Жить в радости – основная корневая способность человека

Вообще говоря, ради радости всё и затевается. И это – отдельная тема для разговора.

P.S. Курс освоения корневых способностей уже идёт в цикле “осознанность в образовании”.
Первая часть цикла: http://raobr.ru/idea/edu_awareness/
Вторая часть :
https://www.facebook.com/i.skirnevsky/posts/1244204742363021

Радости Вам 🙂