Карта интересных дел – старая

Оглавление

1. Искать интересное
2. Двигаться
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.




1. Искать интересное

Искать дома интересные книги. Читать первые страницы и целиком читать то, что понравилось. Советоваться с друзьями и родителями – что интересно почитать.

Искать интересные хобби – смотреть в интернете, обсуждать с родителями и друзьями. Пробовать разные хобби.

Искать видеоуроки, как делать что-то интересное своими руками. И делать это.

Искать видео с интересными животными и подражать их движениям и голосам.

Искать старинные игры, изучать их правила и играть в них.

Искать интересные ролевые игры. Смотреть видео с ролевых игр.

Придумывать самим ролевые игры и играть в них.

Искать и смотреть видео с выступлениями ted и другие выступления интересных людей. Смотреть, что интересного в мире происходит. Пробовать то, что увидел, применять в своей жизни.

Искать видео с интересными движениями людей (танцами, гимнастикой и т.п.) и осваивать эти движения.

Искать, что интересного есть в своём городе, районе, ближних городах – куда можно съездить, посмотреть. Находить интересные места и ездить туда (самим или с родителями).

Искать, приобретать и осваивать интересные настольные игры.

Искать и смотреть видео отчёты об интересных путешествиях. Читать книги о путешествиях. Воображать себя в путешествиях. Путешествовать с родными и друзьями по окрестностям. Ходить и ездить в путешествия.

Искать интересное в себе и своей жизни: что я интересного уже знаю и что интересно узнать? что интересного уже умеют и чему интересно научиться? что есть интересного со мной было и какие у меня есть интересные возможности? и т.п.

Искать и слушать интересную музыку. Советоваться с друзьями и родителями – какие есть интересные исполнители, жанры музыки и т.п. Слушать разную музыку и отбирать для себя то, что нравится.

Искать и смотреть театральные постановки. Советоваться – какие бывают театральные записи. Находить для себя интересное.

Искать интересные научные фильмы. Смотреть. Пробовать применять в своей жизни.

Искать видеоуроки, как рисовать что-то интересное. И рисовать это.

Искать и смотреть интересные художественные фильмы.

Искать, какие существуют в мире музеи. Смотреть видео обзоры и виртуальные экскурсии по этим музеям.

Искать в своём теле суставы и исследовать их возможности (смотреть куда сгибаются, на какие углы и т.п.).

Искать в своей памяти интересные события и записывать их – сделать книгу своей истории.

Искать интересные компьютерные программы и их осваивать.

Искать в своём городе интересные места и их фотографировать.

Искать на карте мира в интернете места, где раньше был.

Искать информацию про интересные места и находить эти места на карте мира.

Искать, различать и исследовать процессы в природе (рост деревьев и трав, движение ветра, полёты птиц, движение насекомых, смена дня и ночи, смена времён года, перемещение ручьёв, рек, туч и т.п.).




2. Двигаться

Стоять на голове. Стоять и ходить на руках. Смотреть видео, как люди учатся стоять и ходить на руках.

Сделать себе тямбары и на них фехтовать.

Сделать себе деревянные ножи и на них фехтовать.

Преодолевать препятствия. Залезать на турники, лестницы, деревья и т.п. Перелезать через ограждения.

Сделать себе ходули и ходить на них.

Играть в игры: футбол, волейбол, теннис, бадминтон, вышибалы, царя горы, лапту, чехарду, прятки, салочки, жмурки, ножички, классики и т.п.

Искать в интернете интересные подвижные игры разных народов и играть в них.

Балансировать: ходить по бревну, по канату, на ходулях.

Расслабляться. Лежать, чувствовать своё тело и осознанно расслаблять разные мышцы.

Находить в интернете разные танцы и пробовать их танцевать (рок-н-ролл, брейк-данс, чечётку, чукотские танцы, гопак, латину, балет..).

Падать в разных формах, делать страховки. Искать видео, как люди падают и делают страховки и пробовать так делать.

Играть в крокодила – изображать пантомиму, мимику, эмоции.

Потягиваться разными частями тела (всем телом, руками, ногами, шеей, спиной, глазами, пальцами и т.п.).

Сделать / купить себе мягкий мат и кувыркаться / перекатываться на нём.

Ползать разными способами (на четвереньках, по пластунски, ящеркой и т.п.). Искать видео, как люди по разному ползают. Подражать животным, которые ползают.

Прыгать, перепрыгивать разные препятствия, допрыгивать до чего-нибудь на высоте.

Прыгать через скакалки, резиночки и т.п. Пробовать разные прыжки. Пробовать прыгать долго.

Жонглировать, перебрасываться предметами. Смотреть видео, как люди учатся жонглировать.

Кружиться, вращаться в любых плоскостях. Придумывать разные круговые движения всем телом и отдельными частями тела.

Дышать разными методами, задерживать дыхание. Искать видео, что люди могут делать дыханием и как этому научиться.

Лазить по деревьям. Находить разные деревья и интересные места на них.

Двигаться оооооооочень медленно. Пробовать разные медленные движения.

Двигаться быстро и резко. Быстро вставать, быстро брать вещи руками, быстро бегать и т.п.

Двигаться плавно и гладко. Делать разные движения и отслеживать, чтобы они были плавно, без рывков. Посмотреть видео, где люди так делают (тай цзы, цигун и т.п.).

Качаться на качелях сидя и стоя.

Лазить по турникам и другим конструкциям на игровых площадках.

Подтягиваться на турниках, крутиться на турниках. Осваивать разные движения. Смотреть видео, что делают люди на турниках и как они этому учатся.

Ездить на самокатах, велосипедах, роликовых досках и т.п.

Осваивать элементы паркура и гимнастики (художественной и спортивной). Смотреть видео, как люди учатся паркуру (учитывать технику безопасности).

Кувыркаться, перекатываться.

Толкаться и бороться. Искать интересные игры, где нужно толкаться и бороться.

Стрелять – из лука, арбалета, пистолета, духовой трубки, пращи и т.п.

Метать что-нибудь куда-нибудь (камни, копья, ядра, ножи).

Лазить по тренажёрам, лестницам, скалодрому и т.п.

Кататься на санках, лыжах, коньках, сноубордах, роликах, роликовых лыжах. Кататься с горок.

Поднимать тяжёлые вещи (гантели, гири и т.п.) набирать силу мышц.

Плавать, прыгать в воду, нырять.

Исследовать и настраивать свою походку. Снимать видео со своей походкой. Пробовать ходить другими способами. Искать, какие бывают походки.




3. Выражать себя, своим мысли, чувства, идеи

Петь. Петь разными голосами. Шипеть. Свистеть. Придумывать свои звуки. Осваивать горловое пение.

Кричать. Громко, тихо. Резко и протяжно. Учиться кричать разнообразно. Находить в сети и смотреть мастер-классы по крику. Кричать вместе с друзьями – набирать практику крика.

Рисовать любыми подручными средствами – ручкой, карандашами, красками, углём, мелками, пальцами на стекле.

Сделать стол со стеклом и подсветкой. Рисовать на подсвеченном стекле песком. Снимать мультфильмы с рисунками из песка.

Говорить скороговорки – развивать речь. Находить в сети интересные скороговорки и другие упражнения для речи. Придумывать свои скороговорки и упражнения.

Играть музыку (на пианино, гитаре, флейте, барабанах, варгане, бутылках и т.п.). Пробовать разные звуки и находить свои сочетания. Импровизировать.

Зарисовывать свои мысли. Выражать их образами – графикой и в цвете.

Завести себе дневник интересных историй. Записывать интересные события, истории слова из своей жизни. Делать это вместе с друзьями и рассказывать свои истории друг другу.

Танцевать. Двигаться под музыку. Ловить свои движения, свои ритмы.

Строить рожи. Себе перед зеркалом. Друг другу. Искать интересные рожицы. Исследовать возможности своей мимики. Наблюдать за интересными актёрами – смотреть, как они строят рожицы.

Придумывать и рассказывать сказки. Записывать сказки. Рисовать иллюстрации к ним.

Создать себе книгу интересных идей. Записывать туда разные идеи, которые приходят в голову. Сначала собирать идеи на любые темы вперемешку. Постепенно структурировать и искать, про что интересно придумывать идеи.

Писать стихи и прозу. Читать стихи и прозу. Искать свой стиль. Писать песни.

Делать скульптуры – из бумаги, снега, спичек, пластилина, глины, теста, камней, дерева, шишек, ткани.

Мастерить оригами. Искать модели оригами в сети. Искать и смотреть мастер-классы по оригами. Придумывать свои модели.

Мастерить и запускать самолётики, бумажных змеев, воздушные шары и другие летающие конструкции.

Делать себе украшения (фенечки, бусы, нашивки и т.п).

Ставить театральные постановки. Искать интересные сценарии и писать свои. Делать своими руками костюмы и декорации. Играть в живую, куклами, театром теней. Снимать про это репортажи и фильмы.

Снимать своё кино. Придумывать сценарии и их воплощать в записях.




4. Создавать, придумывать, изобретать, творить

Строить конструкции в лесу – шалаши, вигвамы, крепости, дома на деревьях.

Снимать мультфильмы (пластилиновые, рисованные, с помощью компьютерных программ и сервисов и т.п.).

Готовить еду. Искать интересные рецепты и их осваивать.

Сделать свой сайт. Наполнить его своими текстами и фотографиями.

Придумывать и делать себе игровые костюмы.

Придумывать музыку. Играть на пианино – подбирать мелодии на слух, без нот. Так чтобы самому нравилось.

Шить себе одежду. Сначала – игровые костюмы. Потом – более серьёзные вещи. Смотреть видеоролики о том, как шить одежду. Консультироваться с родителями.

Украшать свою комнату. Делать интересные украшения, рисунки на стены, орнаменты и т.п.

Украшать себя, свою одежду, свою обувь, рюкзак и другие вещи. Делать вышивки, накладки, фенечки и т.п.

Писать стихи. Читать стихи. Играть в буриме.

Искать в интернете видео со смешными и интересными изобретениями, которые можно повторить в домашних условиях. Делать подобное своими руками.




5. Чувствовать и настраивать свою чувствительность

Различать и называть свои чувства: радость, грусть, печаль, раздражение, гнев. Играть – отслеживать и называть чувства друг друга.

Чувствовать касания с другими людьми. Играть в касания. С закрытыми глазами вставать друг против друга и касаться руками рук друг друга. Перемещаться и ловить ощущения.

Чувствовать радость, наполненность, счастье. Вести дневник радости. Записывать туда интересные и радостные события. Вечерами самому или вместе вспоминать, что было интересного и радостного за день. По выходным, вспоминать, что было радостного за неделю.

Чувствовать себя и своё состояние – свою радость, свои трудности, важное про себя. Вести дневник состояний. Периодически останавливаться и записывать – в каком состоянии сейчас находишься.

Настроить чувствительность поверхности собственного тела. Провести руками по всему телу. Поймать ощущения. Сопоставить зрение и осязание: касаться себя в слепую разными руками (ногами, щеками и т.п.) и смотреть, куда коснулся.

Чувствовать фактуру и поверхности. Касаться разных предметов и материалов. Сделать набор разных предметов и материалов и играть с друзьями в определение их на ощупь.

Чувствовать время. Закрывать глаза и пробовать определять без часов небольшие промежутки времени (несколько секунд, несколько минут и т.п.). Играть в это с друзьями. Отслеживать время во время прогулок и разных дел. Проверять себя по часам.

Чувствовать расстояние и размеры. Настраивать глазомер. На улице смотреть на разные вещи и оценивать количество шагов до них. Потом проверять. На глаз определять размеры вещей в сантиметрах. Потом проверять (носить с собой сантиметр или рулетку).

Чувствовать звук. На пианино по звуку определять клавишу. Сопоставить слух и зрение. Настроить способность с закрытыми глазами указывать направление на источник звука.

Чувствовать свои движения. Двигаться и, в процессе, находить, какие мышцы задействованы, какие суставы. Чувствовать суставы, мышцы, кости. Ловить ощущения в теле при движении, напряжении, расслаблении и т.п.

Чувствовать цвет. Подбирать краски. Находить на компьютере цвет в палитре.

Чувствовать собственный вес и своё давление на землю. Чувствовать нагрузки, когда стоишь, сидишь, лежишь в разных позах. Чувствовать распределение нагрузки по телу, когда двигаешься и когда не двигаешься.

Чувствовать музыку и ритмы. Слушать музыку разных народов и двигаться под неё в такт. Смотреть разные танцы, подражать им и ловить ритм в движении.




6. Играть

Искать интересные настольные ролевые игры (ADnD и аналоги) и играть в них.

Осваивать и играть в словесные ролевые игры.

Играть в бадминтон, теннис и пинг-понг.

Играть в футбол, волейбол, баскетбол, гандбол..

Играть в прятки.

Играть в чехарду.

Играть в вышибалы.

Играть в чепуху.

Играть в салочки и жмурки.

Играть в казаки-разбойники.

Играть на компьютере.

Находить в интернете древние игры, осваивать их и играть.

Придумывать свои игры разных видов.




7. Наблюдать, обращать внимание, видеть, слышать, воспринимать

Наблюдать за облаками. Искать интересные формы и образы. Фотографировать интересные облака. Исследовать структуру облаков. Наблюдать за движением облаков. Снимать движение облаков на видео.

Наблюдать за огнём. Смотреть на огонь от разных источников – спичка, свеча, газовая плита, костёр, горящий лист бумаги, горящая ветка, горящая жидкость (спирт, бензин и т.п.). Смотреть, как устроено пламя, как оно движется. Наблюдать, как разгорается огонь в костре, как он распространяется. Снимать фото и видео с огнём.

Наблюдать за осадками.

Наблюдать за движением птиц.

Наблюдать за сменой времён года.

Наблюдать за движениями людей.

Наблюдать за животными.

Искать интересные темы для наблюдения.

Наблюдать за своим характером.

Наблюдать за работой своего ума. Отслеживать слова и образы, которые приходят в голову. Записывать слова, описывать образы. Отслеживать, в какой момент приходят слова и мысли в голову. Отслеживать, какие события какие мысли возникают.




8. Понимать, выделять главное, находить суть

???




9. Познавать, исследовать, изучать

Исследовать, какие ресурсы использует тело человека и откуда они поступают.

Исследовать, какие ресурсы есть в доме (вода, электричество … что ещё). Находить существующие источники ресурсов (краны, розетки). Составить карту домашних источников ресурсов.

Исследовать, что и как влияет на расход ресурса. Замерять, сколько воды вытечет из крана за секунду при разном его открытии. Замерять, сколько света потребляет холодильник или иные электроприборы и т.п.

Исследовать, как устроены коммунальные расходы – свет, вода, газ, услуги ЖКХ. Смотреть счета. Изучать тарифы. Смотреть и исследовать, как устроены счётчики. Считать по тарифам расход.

Исследовать систему семейных расходов. Считать на какие задачи сколько потрачено в течение месяца.




10. Исследовать себя и разбираться в себе

Исследовать позы, которые может принимать тело. Играть вместе – занимать статичные положения и их фотографировать. Собрать базу фотографий интересных поз. Придумывать новые и неожиданные позы.

Исследовать подвижность своего тела. Составить карту своих суставов. Для разных суставов описать – в каких направлениях они сгибаются, на какие углы могут сгибаться. Снять фильм про возможности своих движений.

Исследовать, как могут двигаться люди. Найти видео с возможными предельными движениями – паркур, балет, гимнастика, танцы, боевые искусства и т.п. Подумать, как интересно настроить подвижность собственного тела.

Исследовать устройство своего тела. Искать в интернете, какие в человеке есть кости, мышцы, внутренние органы. Находить это в себе. Фотографировать места, где что нашли. Делать презентацию “как я устроен”.

Измерять себя. Исследовать размеры своего носа, глаз, ушей, пальцев, рук, ног, туловища, шеи, головы и т.п. Записывать результаты. Сделать атлас себя – с описанием, что каких размеров.

По своим размерам посчитать площадь своего тела.

Сопоставить размеры разных частей тела. Исследовать пропорции в своём теле (лицо, голова, шея, руки, ноги, туловище). Собрать в атласе себя информацию о своих пропорциях.

Повторять измерения себя – смотреть, как изменяются со временем размеры тела.

Исследовать и настраивать свой характер. Обсуждать, из чего он состоит, как устроен, как работают разные черты характера. Менять настройки в своём характере.

Исследовать и расширять своё могущество (то, что я могу).




11. Копировать, воспроизводить, повторять

Искать в интернете интересные картины и копировать их. Смотреть, какие есть художники. Смотреть коллекции разных музеев (Третьяковка, Пушкинский, Эрмитаж и т.п.). Находить самых интересных художников и их копировать.

Подражать персонажам из фильмов, мультфильмов и т.п. Копировать их слова, интонации, позы, выражения лица.

Копировать друг друга. Играть в подражание друг другу. Наблюдать друг за другом и копировать жесты, выражения лица, интонацию, походку и т.п. Всё это стараться делать бережно, чтобы было в радость всем.

Копировать картины известных художников, Рисовать копии своим способом, в пределах своего опыта и со своими изменениями и дополнениями. В процессе, находить интересные особенности картин, интересные возможности и стили. Потом рисовать своё в подобных стилях.

Исследовать и повторять движения животных, птиц, рыб, насекомых. Играть в это друг с другом. Снимать репортажи – что получается.

Подражать деревьям. Смотреть на деревья и представлять себя ими. Чувствовать их образ, плавность, движения на ветру. Повторять их позы и ловить свои ощущения при этом.

Копировать почерк. Осваивать каллиграфию.




12. Сопоставлять, сравнивать, выбирать

Изучать и сравнивать разные продукты в магазине. Проверять их состав, цену, калорийность. Выбирать, что лучше всего подходит.

Сравнивать еду по реакции на неё организма. Пробовать разные продукты и блюда. Выбирать наиболее подходящие.

Сравнивать разные интересные дела. Находить те, которые приносят больше всего радости. Отсюда находить, что в жизни наиболее интересно.

Сравнивать дома одинакового типа. Находить и фотографировать отличия. Снимать про это репортажи.

Измерить и сравнить разные пути. Например – от дома до школы. Из своего города – в другие. Проложить пути по карте. Измерить расстояние.




13. Видеть, чувствовать и понимать процессы, составлять алгоритмы

Разобраться, как рисовать алгоритмы.

Разбираться, откуда берутся вещи, вокруг. Из чего их делают, как производят, как они движутся и как приезжают сюда. Рисовать схемы происхождения вещей. Снимать про это репортажи.

Освоить какую-нибудь программу для рисования алгоритмов (visio или что-то подобное).

Рисовать алгоритмы простых дел (готовка еды, поход в магазин и т.п.).

Смотреть видео, как что-нибудь строят (дома, мосты), как что-нибудь выращивают. Рисовать алгоритмы таких процессов.

Искать процессы в своей жизни (что делаешь дома, на прогулке, в школе, в гостях, в лесу и т.п.). Рисовать алгоритмы таких процессов. Снимать про это репортажи.

Узнавать и исследовать процессы в себе (движения нервных сигналов, обращение крови и лимфы, работу иммунитета, сокращения мышц, образование мыслей, рефлексы и т.п.).

Воображать процессы в голове – строить образы, как процессы происходят, какие в них отдельные события, какие связи, последовательности, ключевые точки, триггеры.

Строить карту процессов в собственном организме. Создавать целостную картину себя и своей жизнедеятельности.

Искать, различать и исследовать процессы в природе (рост деревьев и трав, движение ветра, полёты птиц, движение насекомых, смена дня и ночи, смена времён года, перемещение ручьёв, рек, туч и т.п.).

Искать методы управления процессами в себе. Пробовать настраивать свои внутренние процессы.

Придумывать фантастические процессы и события. Воображать другие миры и процессы в них.




14. Вести хозяйство, организовывать быт, обустраивать жизненное пространство

Строить игрушечные домики и обустраивать в них быт – расставлять мебель, делать обои и т.п.

Делать домики для кошек и других домашних животных. Делать аквариумы для рыбок.

Строить себе домики из подручных материалов и обустраивать в них быт. Делать освещение, окна, игровую мебель, посуду и т.п.

Обозначать свою территорию дома (комнату, часть комнаты и т.п.) и обустраивать быт там. Расставлять мебель, раскладывать вещи, украшать стены.

Готовить еду. Находить интересные рецепты и их осваивать.

Ставить кулинарные эксперименты – самостоятельно, с родителями, с братьями и сёстрами, с друзьями.

Делать себе мелкую мебель – полочки, подставки и т.п.

Шить мягкие предметы интерьера – подушки, одеяла, покрывала.

Составлять списки покупок в магазинах.

Искать видеоуроки, мастер-классы и интересные программы про организацию быта, обустройство интерьеров, ремонт и т.п. Применять найденное дома.

Ходить в магазин за покупками. Исследовать цены и состав продуктов в магазине. Подобрать наиболее подходящие продукты и их покупать.

Играть в шпионов по хозяйству. Наблюдать в течение суток, кто что делает по хозяйству. Записывать в дневник. Снимать на фото и видео.

Планировать расходы. Договориться с родителями и в пределах какой-то суммы закупать домой продукты. Самостоятельно спланировать – что можно готовить и что для этого нужно покупать. Пробовать несколько раз. В процессе корректировать.

Искать в интернете интересные лайфхаки по ведению хозяйства и делать их дома.

Придумывать свои лайфхаки по ведению хозяйства. Снимать про свои лайфхаки видео.




15. Разрушать, разбирать на составные части, ломать

Разрушать разные материалы и смотреть как они устроены (ткани, металлы, дерево, бумагу. картон, ..). Пробовать разные способы разрушения – резать, пилить, жечь, размачивать водой и т.п.

Разрушать старую одежду, обувь, другие предметы быта. Разбирать на части. Распарывать на выкройки. Смотреть, что как крепится и из каких частей состоит. Фотографировать. Снимать репортажи о том, что получилось.

Растворять сахар, соль и другие материалы. Смотреть, как они растворяются. Снимать на видео. Обсуждать. Сравнивать разные кусочки. Исследовать время, за которое происходит растворение.

Выдёргивать из земли растения с корнем – смотреть как выходят, смотреть структуру корней и смежной почвы. Фотографировать. Снимать репортажи. Искать в интернете информацию о том, что нашли в процессе.

Пробовать разные способы разрушения (разбивать, пилить, сверлить, пробивать, растворять, распаивать, жечь, плавить и т.п.).

Осваивать разные инструменты для разрушения (ножницы, молоток, свёрла, дырокол ..). Искать способы и возможности разрушения нестандартными инструментами (ложкой, ниткой, ватой и т.п.).

Разрушать продукты с помощью кухонных приборов (нож, мясорубка, блендер, кофемолка, молоток для отбивания и т.п.). Разрушать разными способами – разделять на функциональные части, молоть “в труху”, нарезать на тонкие ломтики, соломку, разминать и т.п.

Сжигать и плавить разные вещи и материалы – смотреть и изучать, как горят. Снимать огонь на видео и потом смотреть в замедленной съёмке. Делать репортажи про процесс горения – озвучивать замедленное видео.

Разрушать что-нибудь руками (ткани, картон, поролон, верёвки, нитки, дерево, проволоку и т.п.) – смотреть результаты и ощущения. Проверять – что можно разрушить руками, а на что не хватает усилий.

Разрушать покрытия продуктов разными способами (чистить апельсины, орехи, овощи, картошку..).

Разбирать еду на составные части (вафли, апельсины, яблоки..).

Искать и разбирать разные приборы (мобильные телефоны, старые телевизоры, клавиатуры и т.п.). Находить надписи компонентов и искать в интернете – что это и как оно устроено.

Делать дыры и отверстия разными способами.

Распускать связанные структуры (старый свитер по ниткам и т.п.), сетки, ткани и т.п. Рассматривать структуры под микроскопом.

Разбирать и исследовать изнутри разные части растений (листья, кору, семена, плоды, корни, иголки, цветы).

Разрушать коробки, ящики, деревянные конструкции и т.п.

Разрушать и исследовать электронные пластиковые карточки и чипы.

Копать ямы – смотреть устройство почв. Разбирать куски почвы – смотреть состав и устройства.

Играть в создание и разрушение конструкций (городки, разрушение из пушек).

Строить сложные домики, мосты, башни, другие сооружения и исследовать, как они будут разрушаться.

Разбирать и собирать карточные домики.

Разбивать лёд – смотреть, какие будут получаться осколки.

Разбивать камни, куски бетона и т.п. – изучать внутреннюю структуру.

Разрушать потоки и процессы (делать плотины на ручьях, затыкать дыры, останавливать коррозию..).




16. Вспоминать, помнить, запоминать

Запоминать события текущего часа, дня, недели. Удерживать в памяти детали происходившего. Играть друг другом – вспоминать произошедшие сегодня события, разговоры и т.п. Находить мелкие детали.

Вести дневник. Записывать интересные события, детали происходящего в жизни. Перечитывать дневник. Вспоминать происходившее. Дополнять дневник деталями.

Рисовать карту истории своей жизни на длинном листе обоев. Отмечать на ней значимые события и изменения. Про такие события писать примечания, рисовать картинки, чтобы карта была наглядной.

Запоминать стихи, песни, пословицы. Записывать “опорные слова” для запоминания. По опорным словам вспоминать то, что запомнили. Рассказывать друг другу по памяти интересные стихи и тексты.

Изучать мнемонические правила. Придумывать свои мнемонические правила и опорные образы для запоминания чего угодно.

Искать, пробовать и применять разные придуманные людьми способы запоминания. Смотреть видео про запоминание. Читать статьи про запоминание. Осваивать разные способы запоминания. Обмениваться друг с другом способами запоминания – находить наиболее интересные.

Запоминать визуальные образы людей, вещей, конструкций, деревьев, животных. Воспроизводить образы по памяти – вспоминать, описывать, зарисовывать.

Запоминать с помощью изображений. Рисовать на память события своей жизни. Вести дневник в рисунках.

Запоминать телефоны, имена, длинные фамилии. Вспоминать их. Проверять себя.

Развивать моторную память – запоминать слова через их переписывание, рисунки через перерисовывание.

Находить и запоминать закономерности – дома, на прогулке, у людей, у животных, в строениях, в технике и т.п. Искать, что повторяется, что подчиняется каким законам. Описывать закономерности. Делать репортажи об этом.

Развивать свою способность конспектировать: делать конспекты по текстам и видеоматериалам (художественным и документальным фильмам), придумывать яркие образы, якоря картинки, сокращения, вспомогательные обозначения и т.п. Потом, с конспектами, вспоминать.

Развивать ассоциативную память – придумывать и рисовать образы и подбирать яркие слова для людей, событий, процессов, явлений.

Запоминать и удерживать в памяти дела и задачи. Запоминать, что нужно сделать в заданное время, с заданной периодичностью, в связи с конкретным событием, с определёнными людьми, в определённом месте и т.п. Вспоминать и делать. Потом проверять себя – что получилось.

Вспоминать своё рождение и жизнь до рождения.

Запоминать иностранные слова: петь, находить аналогии с русскими словами, рисовать образы для иностранных слов.

Чистить память. Забывать то, что не важно. Искать в интернете способы чистить память.




17. Настраивать свою защищённость, уверенность, устойчивость и спокойствие в отношениях с людьми

Разобраться, как устроены границы в отношениях людей.

Исследовать свои границы. Понять у кого в какие границы есть допуск.

Настраивать свои опоры в теле. Толкаться, бороться. Набрать устойчивости и уверенности на уровне тела.

Тренироваться спокойно воспринимать просьбы и другие запросы. Взвешивать – когда нужно согласиться, а когда отказать. Тренироваться соглашаться и отказывать.

Тренироваться распознавать и останавливать некорректные действия (манипуляции, оценки, обвинения и т.п.). Тренироваться спокойно говорить нет под давлением.

Тренироваться с друзьями спокойно воспринимать и останавливать грубость и давление. Настраивать устойчивость к крику.

Тренироваться с друзьями распознавать и беречь границы друг друга. Учиться бережности.

Определять, какие вопросы в отношениях с людьми сложные. Признавать эту сложность и вместе договариваться, как её разрешать.




18. Выращивать

Устроить мини-огород на окне. Выращивать там полезных растений (укроп, петрушка и т.п.). Что вырастили – есть.

Снимать рост растений – делать видео в ускоренной съемке.

Освоить светодиодное освещение для растений. Выращивать растения под искусственным освещением.

Выращивать кристаллы. Управлять их ростом и развитием. Посмотреть в сети видео и статьи по выращиванию кристаллов в домашних условиях. Фотографировать кристаллы в разных состояниях (раз в день). Сделать мультфильм – как растут кристаллы.

Выращивать свой сайт. Придумать себе идею сайта. Развернуть сайт в интернете. Постепенно осваивать разные средства создания сайтов и собирать свой сайт.

Выращивать свой видео канал. Снимать интересные видео, репортажи и т.п. И их постепенно выкладывать. Пробовать разные новые идеи.

Выращивать и собирать грибы. Посмотреть в интернете технологию выращивания грибов. Собрать семена, подготовить их к размножению. Сделать свою “плантацию” грибов – дома и в лесу. Следить за их развитием.

Смотреть в интернете видео – как выращивают разнообразные растения, сады, поля, водоросли, экосистемы.

Выращивать оформление своей комнаты / квартиры. Придумывать идеи. Пробовать разные варианты украшения. Искать разные стили оформления помещений. Постепенно выращивать в комнате интерьер.

Выращивать свой стиль одежды. Смотреть фото и видео в интернете – какие бывают стили одежды. Пробовать добавлять в свой стиль сначала мелкие детали и, постепенно, их усложнять. Своими руками делать себе элементы одежды и украшения – сначала простые и, постепенно, усложнять. Пробовать разные варианты и комбинации.

Выращивать и настраивать свои мышцы. Определиться, для каких задач и какие мышцы нужно развить / нарастить. Придумывать и осваивать упражнения / практики, которые помогают выращивать нужные мышцы.

Изучать рост собственных волос. Измерить их скорость роста. Снять про это репортаж.

Измерять себя. Изучать динамику своего роста.




19. Задавать вопросы, обращать внимание

Играть в ДаНетки. Искать в интернете и осваивать другие подобные словесные игры.

Придумывать странные и неожиданные вопросы про что-нибудь привычное. Играть друг с другом в странные вопросы и ответы на них.

Играть в “вопросы про простое”. По очереди задавать вопросы про что-нибудь простое и отвечать на них, пока не кончатся вопросы.

Придумывать вопросы, на которые интересно в жизни найти ответы. Записывать такие вопросы. Искать про них информацию в интернете, в книгах, у друзей, у родителей. Обмениваться интересными вопросами.

Искать и задавать себе вопросы, которые никогда раньше себе не задавали.

Исследовать, как устроены вопросы. Брать любой вопрос и разбирать, из каких частей он состоит и как они работают. Придумывать, как можно изменить или дополнить вопросы, и что из этого получается.

Вести диалоги в вопросах (играть в “пинг-понг” на вопросах).

Искать интересные темы / объекты для вопросов. Составлять списки тем для вопросов. Задавать друг другу вопросы по наиболее интересным темам.

Сделать кубик с вопросительными словами. Периодически его кидать и находить новые вопросы.

Распечатать и носить с собой “вопросник” – список вопросительных слов. Освоить его и в разных жизненных ситуациях задавать вопросы. Записывать самые интересные вопросы и ответы на них.




20. Путешествовать, ориентироваться, искать пути

Искать новые маршруты передвижения в привычные места и в привычных задачах (при движении в магазин, к друзьям, в школу и т.п.).

Пробовать новые виды транспорта: ролики и роликовая доска, лыжи, снегоступы, пружинные ходули и т.п.

Гулять непривычными для себя путями. Смотреть вокруг. Находить новые и интересные места там, где живёшь.

Ориентироваться в пространствах смыслов (языках, культуре, искусстве, науках, технологиях, истории, литературе, отношениях людей и т.п.). Искать пути погружения в разные пространства смыслов. Составлять карты в пространствах смыслов.

Составлять карту пространства в котором уже побывал. Смотреть, как это выглядит большой онлайн карте мира. Искать пути расширения своего пространства.

Играть с картами. Рисовать карты своей квартиры, двора, города, района. Посмотреть в интернете, как геодезисты делают разметку местности и попробовать повторить на своих картах.

Вместе с друзьями прятать и искать клады. Играть в тепло / холодно.

Ориентироваться в своих умениях. Составлять карту своих умений и возможные пути своего развития.

Изучать по картам и спутниковым снимкам своё жизненное пространство, город, район. Находить на картах привычные места. Искать вокруг новые и неожиданные места. Искать в сети фотографии с привязкой к местам.

Ориентироваться в своей жизни, собственных планах и собственных возможностях. Составлять карты собственных возможностей и возможные жизненные пути.

Запоминать карты новых мест, приезжать туда и ориентироваться на местности – находить дорогу по памяти.

Составлять свои карты. Изучать картографию, принятые условные обозначения и т.п.

Освоить спортивное ориентирование. Посмотреть и почитать видео – как проводят спортивное ориентирование. Составлять карты для спортивного ориентирования друг другу и играть в него с друзьями.

Искать простые и недорогие способы путешествовать. Читать на эту тему статьи и видеокурсы (лайф хаки и т.п.).

Собирать себе снаряжение для путешествий (покупать, делать своими руками).

Искать в сети интересных путешественников и их путевые заметки. Читать рассказы о путешествиях. Смотреть фото и видео репортажи. Смотреть старые и современные видео о путешествиях – «клуб путешественников» и т.п.

Наблюдать мир по расставленным по миру веб камерам. Смотреть, что происходит в других местах, городах, странах.

Смотреть постоянные трансляциии из разных мест – с космических станций, заповедников, городов, предприятий и т.п.

Рассматривать онлайн панорамы. Находить детали, интересные места. Присматривать возможности для путешествий.

Устраивать экспедиции по окрестностям. Записывать путевые заметки. Снимать репортажи. Набирать опыта экспедиций. Искать интересные экспедиции в мире. Ездить в экспедиции вместе с родителями.

Участвовать в сообществах путешественников. Отслеживать, как путешествуют другие люди. Организовывать общие путешествия.

Пробовать разные формы путешествий: пешком, на велосипеде, в автомобиле, поездами, самолётами, на байдарках, плотах, на лыжах, на лошадях и т.п.

Придумывать вымышленные путешествия.

Испытывать себя, преодолевать трудности, доходить и доводить дела до конца.

Находить какие дела вам трудно начинать и / или трудно доводить до конца. Признавать, что эти дела для тебя трудные. Делать такие дела по одному такому делу – набирать опыт и инерцию освоения трудностей.

Находить себе трудные правила и удерживать себя в них: ходить гулять в любую погоду, каждый раз после еды мыть за собой посуду, убирать постель и т.п. Периодически пересматривать свою систему правил – дополнять и корректировать, так, чтобы правила помогали жить с радостью.

Признавать свои ошибки и трудности – разрешать себе ошибаться. Признавать случаи, когда дела не доделаны, а правила не выполнены. Признавать, что не всё в этой жизни от тебя зависит. В случае не выполненных дел, спокойно делать следующие дела и продолжать соблюдать правила.

Нырять и задерживать дыхание (например, дома в ванной) и смотреть сколько можешь обходиться без воздуха (без фанатизма и под присмотром родителей).

Исследовать свои незавершённые дела. Определиться, какие дела всё-таки стоит завершить, а какие – отложить. Нужные дела по одному завершать. Действовать так, чтобы это было в радость.

Найти себе трудны маршрут (беговой, велосипедный, лыжный, плавательный) и преодолеть его.




21. Воображать, мечтать, стремиться

Воображать – строить и удерживать в себе образы: людей, вещей, событий, историй, еды, вкусов и запахов, касаний, движений, танцев и т.п. Связывать в образах что угодно с чем угодно.

Обсуждать образы и строить общие образы. Переводить образы в рисунки, тесты, музыку, скульптуру – строить упрощенные модели своих образов.

Исследовать, дополнять, усложнять, упрощать, изменять собственные образы.

Придумывать идеи для творчества: воображать что и как хотелось бы создать.

Воображать созданный результат. Воображать, что хотелось бы узнать и каким это может быть.

Представлять себя кем-то: Персонажем любимой книжки, сказки, фильма, выдуманным существом, котом, рыбой, роботом, инопланетянином, волшебником. Описывать самому себе и рассказывать другим полученные ощущения.

Представлять себя чем-то конкретным: холодильником, занавеской, планетой.

Представлять себя чем-то абстрактным: процессом, событием, цветом, звуком, геометрической фигурой, вселенной.

Представлять себя где-то: в подводной лодке, в пещере, в шторм, на Северном полюсе, на другой планете.

Представлять себя когда-то: в прошлом, свидетелем исторических событий.

Представлять себя в разных возрастах: ребенком, подростком, взрослым и т.д.

Представлять себя в разных ролях: мамой, командиром.

Представлять себя в разных профессиях: программистом, дворником, кочегаром, водителем, врачом.

Представлять себя невозможные возможности: телепортироваться, путешествовать во времени, невидимкой, гипергибким, тянущимся, мягким, прочным. Воображать, как жил бы с такими возможностями. Играть в это.

Представлять себя в разных ситуациях: приключения, расследования, открытия.

Представлять что-то, как что-то другое: облако как корабль, автобус – жук.

Мечтать: воплощать мечты, идеи, образы.

Воображать законы и закономерности мира воображаемые и настоящие.




22. Чувствовать и понимать себя

???




23. Исследовать и настраивать себя

???




24. Строить отношения, договариваться

???




25. Углублять, погружаться, совершенствоваться

???




26. Исследовать и настраивать свою осознанность и способность жить в радости

???




27. Искать и находить

???




28. Находить и видеть причинно-следственные связи

???




29. Сочетать, комбинировать, дополнять

???




30. Осваивать новые инструменты и виды деятельности

???




31. Упрощать. Делать сложное красивым и изящным

???




32. Согласовывать, сочетать, приводить в лад

???




33. Балансировать и держать равновесие, быть в спокойствии, устанавливать и укреплять опоры

???







34. Расширять границы, выходить за рамки, открывать новые возможности

???




35. Сотрудничать и взаимодействовать

???




36. Испытывать себя, преодолевать трудности, доходить до конца

Регулярно ходить гулять в любую погоду, даже если холодно и мокро (или кататься на велосипеде, лыжах, бегать, летом – купаться и т.д.)

Регулярно решать простые постоянные задачи – после еды мыть за собой посуду, убирать постель, мыть ванну после себя и т.д. Определить себе такие дела и их постоянно делать – тренировать внимательность к простым регулярным делам. Если забыл и чего-то не сделал – признавать это и спокойно продолжать делать.

Составить список – какие дела трудно начинать, делать или доводить до конца. Брать такие дела по одному и делать – начинать и доводить до конца. Набирать опыт и уверенность, что можете довести такое дело до конца.

Нырнуть и посмотреть сколько можете обходиться без воздуха (без фанатизма и под присмотром родителей).

Следить за своим состоянием в процессе трудных дел. Замечать, когда становится трудно и сознательно продолжать действовать. Признавать, когда получилось и радоваться этому. Признавать, когда не получилось и спокойно делать следующие дела.

Накопить опыт сознательного решения о доведении или не доведении дел до конца

Наметить себе лыжный (беговой, велосипедный, плавательный) маршрут, который реально преодолеть и преодолеть его.

Планировать свои дела и делать их по планам. Признавать разницу между планами и реальными результатами. Признавать, что сначала планировать получается не точно. Спокойно строить новые планы и постепенно учиться их делать реальными.

Ответить себе на вопрос: какие мне нужны внешние опоры (помощь извне, инструменты, гаджеты и т.д.), чтобы сделать дело, которое мне обычно трудно довести до конца. Например: трудно отправиться в дальнее путешествие, поехать на поезде или электричке и взять с собой интересную книгу или гаджет с фильмом и наушниками, просто подумать о чем, о чем давно хочется, повязать и т.д.




37. Путешествовать, ориентироваться, искать пути

???

==============================
==============================
==============================
==============================

22. Искать интересное

.

Искать дома интересные книги. Читать первые страницы и целиком читать то, что понравилось. Советоваться с друзьями и родителями – что интересно почитать.

Искать интересные хобби – смотреть в интернете, обсуждать с родителями и друзьями. Пробовать разные хобби.

Искать видеоуроки, как делать что-то интересное своими руками. И делать это.

Искать видео с интересными животными и подражать их движениям и голосам.

Искать старинные игры, изучать их правила и играть в них.

Искать интересные ролевые игры. Смотреть видео с ролевых игр.

Придумывать самим ролевые игры и играть в них.

Искать и смотреть видео с выступлениями ted и другие выступления интересных людей. Смотреть, что интересного в мире происходит. Пробовать то, что увидел, применять в своей жизни.

Искать видео с интересными движениями людей (танцами, гимнастикой и т.п.) и осваивать эти движения.

Искать, что интересного есть в своём городе, районе, ближних городах – куда можно съездить, посмотреть. Находить интересные места и ездить туда (самим или с родителями).

Искать, приобретать и осваивать интересные настольные игры.

Искать и смотреть видео отчёты об интересных путешествиях. Читать книги о путешествиях. Воображать себя в путешествиях. Путешествовать с родными и друзьями по окрестностям. Ходить и ездить в путешествия.

Искать интересное в себе и своей жизни: что я интересного уже знаю и что интересно узнать? что интересного уже умеют и чему интересно научиться? что есть интересного со мной было и какие у меня есть интересные возможности? и т.п.

Искать и слушать интересную музыку. Советоваться с друзьями и родителями – какие есть интересные исполнители, жанры музыки и т.п. Слушать разную музыку и отбирать для себя то, что нравится.

Искать и смотреть театральные постановки. Советоваться – какие бывают театральные записи. Находить для себя интересное.

Искать интересные научные фильмы. Смотреть. Пробовать применять в своей жизни.

Искать видеоуроки, как рисовать что-то интересное. И рисовать это.

Искать и смотреть интересные художественные фильмы.

Искать, какие существуют в мире музеи. Смотреть видео обзоры и виртуальные экскурсии по этим музеям.

Искать в своём теле суставы и исследовать их возможности (смотреть куда сгибаются, на какие углы и т.п.).

Искать в своей памяти интересные события и записывать их – сделать книгу своей истории.

Искать интересные компьютерные программы и их осваивать.

Искать в своём городе интересные места и их фотографировать.

Искать на карте мира в интернете места, где раньше был.

Искать информацию про интересные места и находить эти места на карте мира.

Искать, различать и исследовать процессы в природе (рост деревьев и трав, движение ветра, полёты птиц, движение насекомых, смена дня и ночи, смена времён года, перемещение ручьёв, рек, туч и т.п.).

Двигаться

.

Стоять на голове. Стоять и ходить на руках. Смотреть видео, как люди учатся стоять и ходить на руках.

Сделать себе тямбары и на них фехтовать.

Сделать себе деревянные ножи и на них фехтовать.

Преодолевать препятствия. Залезать на турники, лестницы, деревья и т.п. Перелезать через ограждения.

Сделать себе ходули и ходить на них.

Играть в игры: футбол, волейбол, теннис, бадминтон, вышибалы, царя горы, лапту, чехарду, прятки, салочки, жмурки, ножички, классики и т.п.

Искать в интернете интересные подвижные игры разных народов и играть в них.

Балансировать: ходить по бревну, по канату, на ходулях.

Расслабляться. Лежать, чувствовать своё тело и осознанно расслаблять разные мышцы.

Находить в интернете разные танцы и пробовать их танцевать (рок-н-ролл, брейк-данс, чечётку, чукотские танцы, гопак, латину, балет..).

Падать в разных формах, делать страховки. Искать видео, как люди падают и делают страховки и пробовать так делать.

Играть в крокодила – изображать пантомиму, мимику, эмоции.

Потягиваться разными частями тела (всем телом, руками, ногами, шеей, спиной, глазами, пальцами и т.п.).

Сделать / купить себе мягкий мат и кувыркаться / перекатываться на нём.

Ползать разными способами (на четвереньках, по пластунски, ящеркой и т.п.). Искать видео, как люди по разному ползают. Подражать животным, которые ползают.

Прыгать, перепрыгивать разные препятствия, допрыгивать до чего-нибудь на высоте.

Прыгать через скакалки, резиночки и т.п. Пробовать разные прыжки. Пробовать прыгать долго.

Жонглировать, перебрасываться предметами. Смотреть видео, как люди учатся жонглировать.

Кружиться, вращаться в любых плоскостях. Придумывать разные круговые движения всем телом и отдельными частями тела.

Дышать разными методами, задерживать дыхание. Искать видео, что люди могут делать дыханием и как этому научиться.

Лазить по деревьям. Находить разные деревья и интересные места на них.

Двигаться оооооооочень медленно. Пробовать разные медленные движения.

Двигаться быстро и резко. Быстро вставать, быстро брать вещи руками, быстро бегать и т.п.

Двигаться плавно и гладко. Делать разные движения и отслеживать, чтобы они были плавно, без рывков. Посмотреть видео, где люди так делают (тай цзы, цигун и т.п.).

Качаться на качелях сидя и стоя.

Лазить по турникам и другим конструкциям на игровых площадках.

Подтягиваться на турниках, крутиться на турниках. Осваивать разные движения. Смотреть видео, что делают люди на турниках и как они этому учатся.

Ездить на самокатах, велосипедах, роликовых досках и т.п.

Осваивать элементы паркура и гимнастики (художественной и спортивной). Смотреть видео, как люди учатся паркуру (учитывать технику безопасности).

Кувыркаться, перекатываться.

Толкаться и бороться. Искать интересные игры, где нужно толкаться и бороться.

Стрелять – из лука, арбалета, пистолета, духовой трубки, пращи и т.п.

Метать что-нибудь куда-нибудь (камни, копья, ядра, ножи).

Лазить по тренажёрам, лестницам, скалодрому и т.п.

Кататься на санках, лыжах, коньках, сноубордах, роликах, роликовых лыжах. Кататься с горок.

Поднимать тяжёлые вещи (гантели, гири и т.п.) набирать силу мышц.

Плавать, прыгать в воду, нырять.

Исследовать и настраивать свою походку. Снимать видео со своей походкой. Пробовать ходить другими способами. Искать, какие бывают походки.

Выражать себя, своим мысли, чувства, идеи.

Петь. Петь разными голосами. Шипеть. Свистеть. Придумывать свои звуки. Осваивать горловое пение.

Кричать. Громко, тихо. Резко и протяжно. Учиться кричать разнообразно. Находить в сети и смотреть мастер-классы по крику. Кричать вместе с друзьями – набирать практику крика.

Рисовать любыми подручными средствами – ручкой, карандашами, красками, углём, мелками, пальцами на стекле.

Сделать стол со стеклом и подсветкой. Рисовать на подсвеченном стекле песком. Снимать мультфильмы с рисунками из песка.

Говорить скороговорки – развивать речь. Находить в сети интересные скороговорки и другие упражнения для речи. Придумывать свои скороговорки и упражнения.

Играть музыку (на пианино, гитаре, флейте, барабанах, варгане, бутылках и т.п.). Пробовать разные звуки и находить свои сочетания. Импровизировать.

Зарисовывать свои мысли. Выражать их образами – графикой и в цвете.

Завести себе дневник интересных историй. Записывать интересные события, истории слова из своей жизни. Делать это вместе с друзьями и рассказывать свои истории друг другу.

Танцевать. Двигаться под музыку. Ловить свои движения, свои ритмы.

Строить рожи. Себе перед зеркалом. Друг другу. Искать интересные рожицы. Исследовать возможности своей мимики. Наблюдать за интересными актёрами – смотреть, как они строят рожицы.

Придумывать и рассказывать сказки. Записывать сказки. Рисовать иллюстрации к ним.

Создать себе книгу интересных идей. Записывать туда разные идеи, которые приходят в голову. Сначала собирать идеи на любые темы вперемешку. Постепенно структурировать и искать, про что интересно придумывать идеи.

Писать стихи и прозу. Читать стихи и прозу. Искать свой стиль. Писать песни.

Делать скульптуры – из бумаги, снега, спичек, пластилина, глины, теста, камней, дерева, шишек, ткани.

Мастерить оригами. Искать модели оригами в сети. Искать и смотреть мастер-классы по оригами. Придумывать свои модели.

Мастерить и запускать самолётики, бумажных змеев, воздушные шары и другие летающие конструкции.

Делать себе украшения (фенечки, бусы, нашивки и т.п).

Ставить театральные постановки. Искать интересные сценарии и писать свои. Делать своими руками костюмы и декорации. Играть в живую, куклами, театром теней. Снимать про это репортажи и фильмы.

Снимать своё кино. Придумывать сценарии и их воплощать в записях.

Создавать, придумывать, изобретать, творить.

Строить конструкции в лесу – шалаши, дома на деревьях.

Снимать мультфильмы (пластилиновые, рисованные, с помощью компьютерных программ и сервисов и т.п.).

Готовить еду. Искать интересные рецепты и их осваивать.

Сделать свой сайт. Наполнить его своими текстами и фотографиями.

Придумывать и делать себе игровые костюмы.

Придумывать музыку. Играть на пианино – подбирать мелодии на слух, без нот. Так чтобы самому нравилось.

Шить себе одежду. Сначала – игровые костюмы. Потом – более серьёзные вещи. Смотреть видеоролики о том, как шить одежду. Консультироваться с родителями.

Украшать свою комнату. Делать интересные украшения, рисунки на стены, орнаменты и т.п.

Украшать себя, свою одежду, свою обувь, рюкзак и другие вещи. Делать вышивки, накладки, фенечки и т.п.

Писать стихи. Читать стихи. Играть в буриме.

Искать в интернете видео со смешными и интересными изобретениями, которые можно повторить в домашних условиях. Делать подобное своими руками.

Чувствовать и настраивать свою чувствительность.

Различать и называть свои чувства: радость, грусть, печаль, раздражение, гнев. Играть – отслеживать и называть чувства друг друга.

Чувствовать касания с другими людьми. Играть в касания. С закрытыми глазами вставать друг против друга и касаться руками рук друг друга. Перемещаться и ловить ощущения.

Чувствовать радость, наполненность, счастье. Вести дневник радости. Записывать туда интересные и радостные события. Вечерами самому или вместе вспоминать, что было интересного и радостного за день. По выходным, вспоминать, что было радостного за неделю.

Чувствовать себя и своё состояние – свою радость, свои трудности, важное про себя. Вести дневник состояний. Периодически останавливаться и записывать – в каком состоянии сейчас находишься.

Настроить чувствительность поверхности собственного тела. Провести руками по всему телу. Поймать ощущения. Сопоставить зрение и осязание: касаться себя в слепую разными руками (ногами, щеками и т.п.) и смотреть, куда коснулся.

Чувствовать фактуру и поверхности. Касаться разных предметов и материалов. Сделать набор разных предметов и материалов и играть с друзьями в определение их на ощупь.

Чувствовать время. Закрывать глаза и пробовать определять без часов небольшие промежутки времени (несколько секунд, несколько минут и т.п.). Играть в это с друзьями. Отслеживать время во время прогулок и разных дел. Проверять себя по часам.

Чувствовать расстояние и размеры. Настраивать глазомер. На улице смотреть на разные вещи и оценивать количество шагов до них. Потом проверять. На глаз определять размеры вещей в сантиметрах. Потом проверять (носить с собой сантиметр или рулетку).

Чувствовать звук. На пианино по звуку определять клавишу. Сопоставить слух и зрение. Настроить способность с закрытыми глазами указывать направление на источник звука.

Чувствовать свои движения. Двигаться и, в процессе, находить, какие мышцы задействованы, какие суставы. Чувствовать суставы, мышцы, кости. Ловить ощущения в теле при движении, напряжении, расслаблении и т.п.

Чувствовать цвет. Подбирать краски. Находить на компьютере цвет в палитре.

Чувствовать собственный вес и своё давление на землю. Чувствовать нагрузки, когда стоишь, сидишь, лежишь в разных позах. Чувствовать распределение нагрузки по телу, когда двигаешься и когда не двигаешься.

Чувствовать музыку и ритмы. Слушать музыку разных народов и двигаться под неё в такт. Смотреть разные танцы, подражать им и ловить ритм в движении.

Играть.

Искать интересные настольные ролевые игры (ADnD и аналоги) и играть в них.

Осваивать и играть в словесные ролевые игры.

Играть в бадминтон, теннис и пинг-понг.

Играть в футбол, волейбол, баскетбол, гандбол..

Играть в прятки.

Играть в чехарду.

Играть в вышибалы.

Играть в чепуху.

Играть в салочки и жмурки.

Играть в казаки-разбойники.

Играть на компьютере.

Находить в интернете древние игры, осваивать их и играть.

Придумывать свои игры разных видов.

Исследовать себя и разбираться в себе.

Исследовать позы, которые может принимать тело. Играть вместе – занимать статичные положения и их фотографировать. Собрать базу фотографий интересных поз. Придумывать новые и неожиданные позы.

Исследовать подвижность своего тела. Составить карту своих суставов. Для разных суставов описать – в каких направлениях они сгибаются, на какие углы могут сгибаться. Снять фильм про возможности своих движений.

Исследовать, как могут двигаться люди. Найти видео с возможными предельными движениями – паркур, балет, гимнастика, танцы, боевые искусства и т.п. Подумать, как интересно настроить подвижность собственного тела.

Исследовать устройство своего тела. Искать в интернете, какие в человеке есть кости, мышцы, внутренние органы. Находить это в себе. Фотографировать места, где что нашли. Делать презентацию “как я устроен”.

Измерять себя. Исследовать размеры своего носа, глаз, ушей, пальцев, рук, ног, туловища, шеи, головы и т.п. Записывать результаты. Сделать атлас себя – с описанием, что каких размеров.

По своим размерам посчитать площадь своего тела.

Сопоставить размеры разных частей тела. Исследовать пропорции в своём теле (лицо, голова, шея, руки, ноги, туловище). Собрать в атласе себя информацию о своих пропорциях.

Повторять измерения себя – смотреть, как изменяются со временем размеры тела.

Исследовать и настраивать свой характер. Обсуждать, из чего он состоит, как устроен, как работают разные черты характера. Менять настройки в своём характере.

Исследовать и расширять своё могущество (то, что я могу).

Копировать, воспроизводить, повторять.

Искать в интернете интересные картины и копировать их. Смотреть, какие есть художники. Смотреть коллекции разных музеев (Третьяковка, Пушкинский, Эрмитаж и т.п.). Находить самых интересных художников и их копировать.

Подражать персонажам из фильмов, мультфильмов и т.п. Копировать их слова, интонации, позы, выражения лица.

Копировать друг друга. Играть в подражание друг другу. Наблюдать друг за другом и копировать жесты, выражения лица, интонацию, походку и т.п. Всё это стараться делать бережно, чтобы было в радость всем.

Копировать картины известных художников, Рисовать копии своим способом, в пределах своего опыта и со своими изменениями и дополнениями. В процессе, находить интересные особенности картин, интересные возможности и стили. Потом рисовать своё в подобных стилях.

Исследовать и повторять движения животных, птиц, рыб, насекомых. Играть в это друг с другом. Снимать репортажи – что получается.

Подражать деревьям. Смотреть на деревья и представлять себя ими. Чувствовать их образ, плавность, движения на ветру. Повторять их позы и ловить свои ощущения при этом.

Копировать почерк. Осваивать каллиграфию.

Сопоставлять, сравнивать, выбирать.

Изучать и сравнивать разные продукты в магазине. Проверять их состав, цену, калорийность. Выбирать, что лучше всего подходит.

Сравнивать еду по реакции на неё организма. Пробовать разные продукты и блюда. Выбирать наиболее подходящие.

Сравнивать разные интересные дела. Находить те, которые приносят больше всего радости. Отсюда находить, что в жизни наиболее интересно.

Сравнивать дома одинакового типа. Находить и фотографировать отличия. Снимать про это репортажи.

Измерить и сравнить разные пути. Например – от дома до школы. Из своего города – в другие. Проложить пути по карте. Измерить расстояние.

Видеть, чувствовать и понимать процессы, составлять алгоритмы.

Разобраться, как рисовать алгоритмы.

Разбираться, откуда берутся вещи, вокруг. Из чего их делают, как производят, как они движутся и как приезжают сюда. Рисовать схемы происхождения вещей. Снимать про это репортажи.

Освоить какую-нибудь программу для рисования алгоритмов (visio или что-то подобное).

Рисовать алгоритмы простых дел (готовка еды, поход в магазин и т.п.).

Смотреть видео, как что-нибудь строят (дома, мосты), как что-нибудь выращивают. Рисовать алгоритмы таких процессов.

Искать процессы в своей жизни (что делаешь дома, на прогулке, в школе, в гостях, в лесу и т.п.). Рисовать алгоритмы таких процессов. Снимать про это репортажи.

Узнавать и исследовать процессы в себе (движения нервных сигналов, обращение крови и лимфы, работу иммунитета, сокращения мышц, образование мыслей, рефлексы и т.п.).

Воображать процессы в голове – строить образы, как процессы происходят, какие в них отдельные события, какие связи, последовательности, ключевые точки, триггеры.

Строить карту процессов в собственном организме. Создавать целостную картину себя и своей жизнедеятельности.

Искать, различать и исследовать процессы в природе (рост деревьев и трав, движение ветра, полёты птиц, движение насекомых, смена дня и ночи, смена времён года, перемещение ручьёв, рек, туч и т.п.).

Искать методы управления процессами в себе. Пробовать настраивать свои внутренние процессы.

Придумывать фантастические процессы и события. Воображать другие миры и процессы в них.

Вести хозяйство, организовывать быт, обустраивать жизненное пространство.

Готовить еду. Находить интересные рецепты и их осваивать.

Делать себе мелкую мебель – полочки, подставки и т.п.

Ходить в магазин за покупками. Исследовать цены и состав продуктов в магазине. Подобрать наиболее подходящие продукты и их покупать.

Планировать расходы. Договориться с родителями и в пределах какой-то суммы закупать домой продукты. Самостоятельно спланировать – что можно готовить и что для этого нужно покупать. Пробовать несколько раз. В процессе корректировать.

Разрушать, разбирать на составные части, ломать.

Разрушать разные материалы и смотреть как они устроены (ткани, металлы, дерево, бумагу. картон, ..). Пробовать разные способы разрушения – резать, пилить, жечь, размачивать водой и т.п.

Разрушать старую одежду, обувь, другие предметы быта. Разбирать на части. Распарывать на выкройки. Смотреть, что как крепится и из каких частей состоит. Фотографировать. Снимать репортажи о том, что получилось.

Растворять сахар, соль и другие материалы. Смотреть, как они растворяются. Снимать на видео. Обсуждать. Сравнивать разные кусочки. Исследовать время, за которое происходит растворение.

Выдёргивать из земли растения с корнем – смотреть как выходят, смотреть структуру корней и смежной почвы. Фотографировать. Снимать репортажи. Искать в интернете информацию о том, что нашли в процессе.

Пробовать разные способы разрушения (разбивать, пилить, сверлить, пробивать, растворять, распаивать, жечь, плавить и т.п.).

Осваивать разные инструменты для разрушения (ножницы, молоток, свёрла, дырокол ..). Искать способы и возможности разрушения нестандартными инструментами (ложкой, ниткой, ватой и т.п.).

Разрушать продукты с помощью кухонных приборов (нож, мясорубка, блендер, кофемолка, молоток для отбивания и т.п.). Разрушать разными способами – разделять на функциональные части, молоть “в труху”, нарезать на тонкие ломтики, соломку, разминать и т.п.

Сжигать и плавить разные вещи и материалы – смотреть и изучать, как горят. Снимать огонь на видео и потом смотреть в замедленной съёмке. Делать репортажи про процесс горения – озвучивать замедленное видео.

Разрушать что-нибудь руками (ткани, картон, поролон, верёвки, нитки, дерево, проволоку и т.п.) – смотреть результаты и ощущения. Проверять – что можно разрушить руками, а на что не хватает усилий.

Разрушать покрытия продуктов разными способами (чистить апельсины, орехи, овощи, картошку..).

Разбирать еду на составные части (вафли, апельсины, яблоки..).

Искать и разбирать разные приборы (мобильные телефоны, старые телевизоры, клавиатуры и т.п.). Находить надписи компонентов и искать в интернете – что это и как оно устроено.

Делать дыры и отверстия разными способами.

Распускать связанные структуры (старый свитер по ниткам и т.п.), сетки, ткани и т.п. Рассматривать структуры под микроскопом.

Разбирать и исследовать изнутри разные части растений (листья, кору, семена, плоды, корни, иголки, цветы).

Разрушать коробки, ящики, деревянные конструкции и т.п.

Разрушать и исследовать электронные пластиковые карточки и чипы.

Копать ямы – смотреть устройство почв. Разбирать куски почвы – смотреть состав и устройства.

Играть в создание и разрушение конструкций (городки, разрушение из пушек).

Строить сложные домики, мосты, башни, другие сооружения и исследовать, как они будут разрушаться.

Разбирать и собирать карточные домики.

Разбивать лёд – смотреть, какие будут получаться осколки.

Разбивать камни, куски бетона и т.п. – изучать внутреннюю структуру.

Разрушать потоки и процессы (делать плотины на ручьях, затыкать дыры, останавливать коррозию..).

Вспоминать, помнить, запоминать.

Запоминать события текущего часа, дня, недели. Удерживать в памяти детали происходившего. Играть друг другом – вспоминать произошедшие сегодня события, разговоры и т.п. Находить мелкие детали.

Вести дневник. Записывать интересные события, детали происходящего в жизни. Перечитывать дневник. Вспоминать происходившее. Дополнять дневник деталями.

Рисовать карту истории своей жизни на длинном листе обоев. Отмечать на ней значимые события и изменения. Про такие события писать примечания, рисовать картинки, чтобы карта была наглядной.

Запоминать стихи, песни, пословицы. Записывать “опорные слова” для запоминания. По опорным словам вспоминать то, что запомнили. Рассказывать друг другу по памяти интересные стихи и тексты.

Изучать мнемонические правила. Придумывать свои мнемонические правила и опорные образы для запоминания чего угодно.

Искать, пробовать и применять разные придуманные людьми способы запоминания. Смотреть видео про запоминание. Читать статьи про запоминание. Осваивать разные способы запоминания. Обмениваться друг с другом способами запоминания – находить наиболее интересные.

Запоминать визуальные образы людей, вещей, конструкций, деревьев, животных. Воспроизводить образы по памяти – вспоминать, описывать, зарисовывать.

Запоминать с помощью изображений. Рисовать на память события своей жизни. Вести дневник в рисунках.

Запоминать телефоны, имена, длинные фамилии. Вспоминать их. Проверять себя.

Развивать моторную память – запоминать слова через их переписывание, рисунки через перерисовывание.

Находить и запоминать закономерности – дома, на прогулке, у людей, у животных, в строениях, в технике и т.п. Искать, что повторяется, что подчиняется каким законам. Описывать закономерности. Делать репортажи об этом.

Развивать свою способность конспектировать: делать конспекты по текстам и видеоматериалам (художественным и документальным фильмам), придумывать яркие образы, якоря картинки, сокращения, вспомогательные обозначения и т.п. Потом, с конспектами, вспоминать.

Развивать ассоциативную память – придумывать и рисовать образы и подбирать яркие слова для людей, событий, процессов, явлений.

Запоминать и удерживать в памяти дела и задачи. Запоминать, что нужно сделать в заданное время, с заданной периодичностью, в связи с конкретным событием, с определёнными людьми, в определённом месте и т.п. Вспоминать и делать. Потом проверять себя – что получилось.

Вспоминать своё рождение и жизнь до рождения.

Запоминать иностранные слова: петь, находить аналогии с русскими словами, рисовать образы для иностранных слов.

Чистить память. Забывать то, что не важно. Искать в интернете способы чистить память.

Настраивать свою защищённость, уверенность, устойчивость и спокойствие в отношениях с людьми.

Разобраться, как устроены границы в отношениях людей.

Исследовать свои границы. Понять у кого в какие границы есть допуск.

Настраивать свои опоры в теле. Толкаться, бороться. Набрать устойчивости и уверенности на уровне тела.

Тренироваться спокойно воспринимать просьбы и другие запросы. Взвешивать – когда нужно согласиться, а когда отказать. Тренироваться соглашаться и отказывать.

Тренироваться распознавать и останавливать некорректные действия (манипуляции, оценки, обвинения и т.п.). Тренироваться спокойно говорить нет под давлением.

Тренироваться с друзьями спокойно воспринимать и останавливать грубость и давление. Настраивать устойчивость к крику.

Тренироваться с друзьями распознавать и беречь границы друг друга. Учиться бережности.

Определять, какие вопросы в отношениях с людьми сложные. Признавать эту сложность и вместе договариваться, как её разрешать.

Выращивать.

Устроить мини-огород на окне. Выращивать там полезных растений (укроп, петрушка и т.п.). Что вырастили – есть.

Снимать рост растений – делать видео в ускоренной съемке.

Освоить светодиодное освещение для растений. Выращивать растения под искусственным освещением.

Выращивать кристаллы. Управлять их ростом и развитием. Посмотреть в сети видео и статьи по выращиванию кристаллов в домашних условиях. Фотографировать кристаллы в разных состояниях (раз в день). Сделать мультфильм – как растут кристаллы.

Выращивать свой сайт. Придумать себе идею сайта. Развернуть сайт в интернете. Постепенно осваивать разные средства создания сайтов и собирать свой сайт.

Выращивать свой видео канал. Снимать интересные видео, репортажи и т.п. И их постепенно выкладывать. Пробовать разные новые идеи.

Выращивать и собирать грибы. Посмотреть в интернете технологию выращивания грибов. Собрать семена, подготовить их к размножению. Сделать свою “плантацию” грибов – дома и в лесу. Следить за их развитием.

Смотреть в интернете видео – как выращивают разнообразные растения, сады, поля, водоросли, экосистемы.

Выращивать оформление своей комнаты / квартиры. Придумывать идеи. Пробовать разные варианты украшения. Искать разные стили оформления помещений. Постепенно выращивать в комнате интерьер.

Выращивать свой стиль одежды. Смотреть фото и видео в интернете – какие бывают стили одежды. Пробовать добавлять в свой стиль сначала мелкие детали и, постепенно, их усложнять. Своими руками делать себе элементы одежды и украшения – сначала простые и, постепенно, усложнять. Пробовать разные варианты и комбинации.

Выращивать и настраивать свои мышцы. Определиться, для каких задач и какие мышцы нужно развить / нарастить. Придумывать и осваивать упражнения / практики, которые помогают выращивать нужные мышцы.

Изучать рост собственных волос. Измерить их скорость роста. Снять про это репортаж.

Измерять себя. Изучать динамику своего роста.

Задавать вопросы, обращать внимание.

Играть в ДаНетки. Искать в интернете и осваивать другие подобные словесные игры.

Придумывать странные и неожиданные вопросы про что-нибудь привычное. Играть друг с другом в странные вопросы и ответы на них.

Играть в “вопросы про простое”. По очереди задавать вопросы про что-нибудь простое и отвечать на них, пока не кончатся вопросы.

Придумывать вопросы, на которые интересно в жизни найти ответы. Записывать такие вопросы. Искать про них информацию в интернете, в книгах, у друзей, у родителей. Обмениваться интересными вопросами.

Искать и задавать себе вопросы, которые никогда раньше себе не задавали.

Исследовать, как устроены вопросы. Брать любой вопрос и разбирать, из каких частей он состоит и как они работают. Придумывать, как можно изменить или дополнить вопросы, и что из этого получается.

Вести диалоги в вопросах (играть в “пинг-понг” на вопросах).

Искать интересные темы / объекты для вопросов. Составлять списки тем для вопросов. Задавать друг другу вопросы по наиболее интересным темам.

Сделать кубик с вопросительными словами. Периодически его кидать и находить новые вопросы.

Распечатать и носить с собой “вопросник” – список вопросительных слов. Освоить его и в разных жизненных ситуациях задавать вопросы. Записывать самые интересные вопросы и ответы на них.

Путешествовать, ориентироваться, искать пути.

Искать новые маршруты передвижения в привычные места и в привычных задачах (при движении в магазин, к друзьям, в школу и т.п.).

Пробовать новые виды транспорта: ролики и роликовая доска, лыжи, снегоступы, пружинные ходули и т.п.

Гулять непривычными для себя путями. Смотреть вокруг. Находить новые и интересные места там, где живёшь.

Ориентироваться в пространствах смыслов (языках, культуре, искусстве, науках, технологиях, истории, литературе, отношениях людей и т.п.). Искать пути погружения в разные пространства смыслов. Составлять карты в пространствах смыслов.

Составлять карту пространства в котором уже побывал. Смотреть, как это выглядит большой онлайн карте мира. Искать пути расширения своего пространства.

Играть с картами. Рисовать карты своей квартиры, двора, города, района. Посмотреть в интернете, как геодезисты делают разметку местности и попробовать повторить на своих картах.

Вместе с друзьями прятать и искать клады. Играть в тепло / холодно.

Ориентироваться в своих умениях. Составлять карту своих умений и возможные пути своего развития.

Изучать по картам и спутниковым снимкам своё жизненное пространство, город, район. Находить на картах привычные места. Искать вокруг новые и неожиданные места. Искать в сети фотографии с привязкой к местам.

Ориентироваться в своей жизни, собственных планах и собственных возможностях. Составлять карты собственных возможностей и возможные жизненные пути.

Запоминать карты новых мест, приезжать туда и ориентироваться на местности – находить дорогу по памяти.

Составлять свои карты. Изучать картографию, принятые условные обозначения и т.п.

Освоить спортивное ориентирование. Посмотреть и почитать видео – как проводят спортивное ориентирование. Составлять карты для спортивного ориентирования друг другу и играть в него с друзьями.

Искать простые и недорогие способы путешествовать. Читать на эту тему статьи и видеокурсы (лайф хаки и т.п.).

Собирать себе снаряжение для путешествий (покупать, делать своими руками).

Искать в сети интересных путешественников и их путевые заметки. Читать рассказы о путешествиях. Смотреть фото и видео репортажи. Смотреть старые и современные видео о путешествиях – «клуб путешественников» и т.п.

Наблюдать мир по расставленным по миру веб камерам. Смотреть, что происходит в других местах, городах, странах.

Смотреть постоянные трансляциии из разных мест – с космических станций, заповедников, городов, предприятий и т.п.

Рассматривать онлайн панорамы. Находить детали, интересные места. Присматривать возможности для путешествий.

Устраивать экспедиции по окрестностям. Записывать путевые заметки. Снимать репортажи. Набирать опыта экспедиций. Искать интересные экспедиции в мире. Ездить в экспедиции вместе с родителями.

Участвовать в сообществах путешественников. Отслеживать, как путешествуют другие люди. Организовывать общие путешествия.

Пробовать разные формы путешествий: пешком, на велосипеде, в автомобиле, поездами, самолётами, на байдарках, плотах, на лыжах, на лошадях и т.п.

Придумывать вымышленные путешествия.

Испытывать себя, преодолевать трудности, доходить и доводить дела до конца.

Находить какие дела вам трудно начинать и / или трудно доводить до конца. Признавать, что эти дела для тебя трудные. Делать такие дела по одному такому делу – набирать опыт и инерцию освоения трудностей.

Находить себе трудные правила и удерживать себя в них: ходить гулять в любую погоду, каждый раз после еды мыть за собой посуду, убирать постель и т.п. Периодически пересматривать свою систему правил – дополнять и корректировать, так, чтобы правила помогали жить с радостью.

Признавать свои ошибки и трудности – разрешать себе ошибаться. Признавать случаи, когда дела не доделаны, а правила не выполнены. Признавать, что не всё в этой жизни от тебя зависит. В случае не выполненных дел, спокойно делать следующие дела и продолжать соблюдать правила.

Нырять и задерживать дыхание (например, дома в ванной) и смотреть сколько можешь обходиться без воздуха (без фанатизма и под присмотром родителей).

Исследовать свои незавершённые дела. Определиться, какие дела всё-таки стоит завершить, а какие – отложить. Нужные дела по одному завершать. Действовать так, чтобы это было в радость.

Найти себе трудны маршрут (беговой, велосипедный, лыжный, плавательный) и преодолеть его.

Воображать, мечтать, стремиться.

Воображать – строить и удерживать в себе образы: людей, вещей, событий, историй, еды, вкусов и запахов, касаний, движений, танцев и т.п. Связывать в образах что угодно с чем угодно.

Обсуждать образы и строить общие образы. Переводить образы в рисунки, тесты, музыку, скульптуру – строить упрощенные модели своих образов.

Исследовать, дополнять, усложнять, упрощать, изменять собственные образы.

Придумывать идеи для творчества: воображать что и как хотелось бы создать.

Воображать созданный результат. Воображать, что хотелось бы узнать и каким это может быть.

Представлять себя кем-то: Персонажем любимой книжки, сказки, фильма, выдуманным существом, котом, рыбой, роботом, инопланетянином, волшебником. Описывать самому себе и рассказывать другим полученные ощущения.

Представлять себя чем-то конкретным: холодильником, занавеской, планетой.

Представлять себя чем-то абстрактным: процессом, событием, цветом, звуком, геометрической фигурой, вселенной.

Представлять себя где-то: в подводной лодке, в пещере, в шторм, на Северном полюсе, на другой планете.

Представлять себя когда-то: в прошлом, свидетелем исторических событий.

Представлять себя в разных возрастах: ребенком, подростком, взрослым и т.д.

Представлять себя в разных ролях: мамой, командиром.

Представлять себя в разных профессиях: программистом, дворником, кочегаром, водителем, врачом.

Представлять себя невозможные возможности: телепортироваться, путешествовать во времени, невидимкой, гипергибким, тянущимся, мягким, прочным. Воображать, как жил бы с такими возможностями. Играть в это.

Представлять себя в разных ситуациях: приключения, расследования, открытия.

Представлять что-то, как что-то другое: облако как корабль, автобус – жук.

Мечтать: воплощать мечты, идеи, образы.

Воображать законы и закономерности мира воображаемые и настоящие.