ОБРАЗОВАНИЕ ПРО СЧАСТЬЕ И ДЛЯ СЧАСТЬЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Написал здесь, как я себе представляю образование про радость и счастье.
Двенадцать лет копаю в этом направлении. Собрал мысли в большой текст.

2. Образование про счастье в моей версии уже доступно в форме онлайн курса:

КУРС ИНЖЕНЕРИИ. Подросткам и взрослым. Вкусно. Онлайн.Запись на август (или на сентябрь, или сразу на весь…

Опубликовано Игорь Скирневский Вторник, 16 июля 2019 г.

(да, инженерный курс для радости и счастья 🙂 )

3. Мне интересно, чтобы образование про счастье и для счастья стало нормой.
Тем, кто в этом направлении копает, буду рад помочь – есть чем поделиться.

Вот. Дальше много текста. Всем радости 🙂

—————————

ПРОБЛЕМАТИКА

В современном мире счастье не является социальной нормой.
Многие люди обретают счастье на различные периоды жизни. Но наполнять себя радостью и счастьем всю жизнь способны единицы.

Вопрос: почему?
Ответ: потому что это не предусмотрено в современной образовательной модели.

Мы, просто, не учимся жить счастливо.
Ни одного предмета про счастье и радость в современной школе нет.

А научиться можно. Жить счастливо — это способность. Её можно осознать, развить и освоить – также, как способность программировать, водить самолёт или играть на скрипке.

Для того, чтобы счастье стало социальной нормой нужно УЧИТЬСЯ ЖИТЬ СЧАСТЛИВО В ЯВНОМ ВИДЕ.

Т.е. образовательную модель нужно и возможно построить так, чтобы человек научился наполнять себя радостью и счастьем, решая всю систему своих жизненных задач. И чтобы люди учились жить счастливо вместе, в реальном мире, со всеми его трудностями и возможностями.

—————————

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

Текст длинный. Многократно повторяются слова “счастье” и “радость”.

Это может быть трудно для восприятия – на этих словах у многих маркеры боли и страха. А в контексте образования их вообще обсуждать не принято и страшно.

Может возникать отрицание, отторжение. Говорю об этом в явном виде – может быть поможет справиться с текстом.

Отмечу, также, что многим людям я задавал вопрос: Вы хотели бы получать образование зачем? Для чего?

Последовательно повторяя вопрос всегда выходили на один ответ – для того, чтобы быть счастливым.
Поэтому считаю правильным говорить про счастье в явном виде.

В общем, читайте 🙂

*******************************************
** ОБРАЗОВАНИЕ ПРО СЧАСТЬЕ И ДЛЯ СЧАСТЬЯ **
*******************************************

СОДЕРЖАНИЕ

1. Счастье – основной фокус образования
2. Способность жить счастливо – измерима
3. Пример измерения радости и счастья в жизни
4. Всё содержание образования – для счастья
5. Говорим в образовании про счастье – в явном виде
6. Говорим в образовании про жизнь – в явном виде
7. Счастье – в реальной жизни
8. Счастье – в настоящем
9. Говорим в образовании про чувства – в явном виде
10. Основа счастья – способность чувствовать себя и делать своё
11. Кто за чьё счастье отвечает?
12. Каждый учится быть счастливым по-своему
13. Образование про счастье: сперва – взрослым, потом – детям
14. Что могут делать взрослые для счастья детей?
15. Первый фокус внимания на себе и настройке себя
16. От себя – к общности
17. Счастье – мера качества жизни
18. Традиционные школьные предметы – вспомогательные для счастья
19. Что ещё важно?
20. Итого

———————

1. СЧАСТЬЕ – ОСНОВНОЙ ФОКУС ОБРАЗОВАНИЯ

Чему учимся – то умеем и делаем.

Учимся строить самолёты – строим самолёты.
Учимся играть на скрипке – играем на скрипке.
Учимся создавать мобильные приложения – создаём мобильные приложения.

Учимся жить счастливо – живём счастливо.
При этом можем строить самолёты, играть на скрипке, создавать мобильные приложения, выращивать сады и т.п. Каждый – своё.

Не учимся жить счастливо – ищем счастье интуитивно.
Раньше так самолёты строили – интуитивно. Методом проб и ошибок.
Реально научились их строить, когда создали теорию и школу.

Вот и со счастьем – так же.

Научимся жить счастливо, когда создадим теорию счастливой жизни и закрепим это в образовании.

———————

2. СПОСОБНОСТЬ ЖИТЬ СЧАСТЛИВО – ИЗМЕРИМА

Если мы что-то умеем — это всегда можно измерить по результатам деятельности.

Способность проектировать самолёты – высотой и скоростью полёта созданных самолётов;
Способность создавать мобильные приложения – количеством активных пользователей;
Способность играть на скрипке – количеством восхищённых слушателей в зале.
(не придирайтесь к выбранным характеристикам – я сознательно взял самые простые).

Способность жить счастливо – тоже можно измерить.
Инструментарий для таких измерений уже создан и проверен на практике.

А раз можно измерить, то и настройкой, и развитием способности можно управлять.

———————

3. ПРИМЕР ИЗМЕРЕНИЯ РАДОСТИ И СЧАСТЬЯ В ЖИЗНИ

Предлагаю Вам пройти простейший тест из трёх вопросов.

ВОПРОС 1: Сколько времени в день я испытываю радость?
Назовите, пожалуйста, ответ. Для простоты оцените сколько времени в день, в среднем, Вы испытывали радость за последнюю неделю.

Лучше запишите – так нагляднее.

Назвали?
Теперь смотрите: время, которое Вы назвали — это часть из, примерно 16 часов в день активного времени.

ВОПРОС 2: А сколько из 16 часов в день Вы хотите испытывать радость?
Тоже назовите себе ответ. И сопоставьте его с желаемым результатом.

ВОПРОС 3: Какие выводы и возможности отсюда для себя видите?

Я по этому тесту статистику собираю – очень наглядно получается. Кто хочет эту статистику узнать – напишите в комментариях.
🙂

Вспомогательный вопрос:
Вы раньше когда-нибудь измеряли количество радости в жизни?
Если не измеряли, то почему?
А нужно измерять? Вам для себя?

———————

4. ВСЁ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – ДЛЯ СЧАСТЬЯ

Вся модель образования направлена на развитие способности жить счастливо.

Люди (дети и взрослые) учатся:
– мыслить для счастья;
– действовать для счастья;
– принимать решения для счастья;
– находить и выбирать жизненные пути для счастья;
– добывать себе ресурсы для счастья;
– строить отношения для счастья.
– находить и осваивать новые инструменты для счастливой жизни.

Всё остальное рассматриваем как инструментарий для счастья:
– языки – чтобы создавать и поддерживать отношения для счастья;
– математика – чтобы находить решения для счастливой жизни;
– география – чтобы видеть мир целиком и находить в нём пространство, где будешь счастлив и т.п.

В общем, любые знания и опыт – через фильтр вопроса: где здесь я и люди вокруг? где моё и наше счастье?

———————

5. ГОВОРИМ В ОБРАЗОВАНИИ ПРО СЧАСТЬЕ – В ЯВНОМ ВИДЕ

Сегодня в образовательной модели ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ, что если человек будет хорошо учиться в школе школьным предметам, то потом у него будет всё хорошо в жизни.

Негласная формула такая: “учи математику, физику, языки – будешь счастлив”.
И это не верно. С тем же успехом можно сказать: “учи кулинарию – будешь хорошо играть на скрипке”.

И опыт огромного количества людей показывает, что хорошее обучение в школе реального счастья не приносит.
Что естественно, так как состав школьных предметов не связан со счастьем напрямую. Только косвенно.

!!! Поэтому в корневом образовании будем В ЯВНОМ ВИДЕ исследовать счастье, измерять и настраивать его поток в жизни.

Для этого человеку нужно в явном виде искать ответы на вопросы:
– Какими состояниями мне нужно наполнять жизнь, чтобы быть счастливым? (радость, тепло, уют, вдохновение, восторг, искренность, удивление… что ещё?)
– В какой деятельности я могу обретать такие состояния? В чём мне себя реализовывать? (у каждого – своё)
– Какие плоды и ценности мне создавать, чтобы быть счастливым?
– Какие жизненные задачи нужно уметь решать для счастья?
– Какие выборы нужно перед собой поставить? Какие решения принять?
– Какие способности нужны, для этого нужны?
– Как эти способности в себе настроить?
– С помощью какого опыта я могу настроить эти способности?
– Как этот опыт получить?
– Как проверить, что я обрёл необходимые способности и умею наполнять свою жизнь счастьем?

Значительная часть образовательного процесса – поиск и уточнение ответов на эти вопросы.

———————

6. ГОВОРИМ В ОБРАЗОВАНИИ ПРО ЖИЗНЬ – В ЯВНОМ ВИДЕ

Чтобы говорить про счастье в жизни, нужно В ЯВНОМ ВИДЕ представлять, что такое ЖИЗНЬ.

Для этого жизнь как целое нужно исследовать и осознавать:
– что такое жизнь как целое?
– какие характеристики есть у жизни и какие есть значения этих характеристик? – чем измерить качество жизни?
– из каких потоков состоит жизнь как целое?
– из каких этапов состоит жизнь как целое?
– чем эти этапы отличаются?
– какие граничные события разделяют такие этапы?
– какие жизненные задачи есть на каждом этапе?
– какими методами можно эти задачи решать?

Сейчас эти вопросы явно не ставят. Само их осознание и поиск ответов дают человеку очень большие возможности.

ВАЖНО: Нет задачи дать всем одну “правильную модель жизни” – её не существует.
Зато нужно поставить вопросы и создать условия, чтобы человек искал ответы – каждый свои.

Многое в этих ответах будет близко, но во всех будут свои нюансы.
И даже сама система вопросов получается у каждого своя.

———————

7. СЧАСТЬЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Невозможно стать счастливым сразу и навсегда. Поэтому нет задачи “накачать” детей “позитивом”. Нет задачи “сконцентрироваться на всём хорошем и забыть про всё плохое”.

Задача образовательной модели: создать условия, чтобы люди учились наполнять себя счастьем в реальной жизни – со всеми её взлётами и падениями, успехами и ошибками, обретениями и потерями, радостью и грустью.

Чтобы учились находить жизненные пути, в которых счастье будет согласовано со всей системой жизненных задач (добывание ресурсов, построение отношений и т.п.)

Чтобы учились в любой жизненной ситуации, при любых трудностях и неожиданностях смотреть в сторону счастья, приходить к счастью, жить счастьем.

Для этого, опять же, нужно исследовать и ясно видеть жизнь как есть – со всеми её возможностями, путями, трудностями и ограничениями.

———————

8. СЧАСТЬЕ В НАСТОЯЩЕМ

Одна из системных проблем современной образовательной модели – потеря внимания к настоящему.

Типовые посылы:
– вырастить из ребёнка человека;
– подготовить ребёнка к жизни;
– учись хорошо сейчас – будешь хорошо жить потом.

А что ребёнок не человек? Он прямо сейчас уже не живёт? Или это не жизнь?
Если сейчас плохо, почему потом будет хорошо?

В общем, строим образование так, чтобы наполнять себя счастьем сразу и поддерживать это в себе всю жизнь:
– в чём моё счастье прямо сейчас?
– как устроено моё счастье?
– как я могу наполнять себя счастьем сегодня и в ближайшее время?
– как поддерживать поток радости и счастья регулярно, каждый день?

Учимся жить здесь и сейчас. Сразу.

———————

9. ГОВОРИМ В ОБРАЗОВАНИИ ПРО ЧУВСТВА – В ЯВНОМ ВИДЕ

Счастье – чувствуют. Поэтому ума для счастья не достаточно.

Ну вот представьте – человек всю жизнь прожил в закрытой бетонной комнате. Вы можете ему рассказать о красоте заката. Рассказать о спектре излучения вечернего неба, о градиентах цветов, о форме и разнообразии облаков на горизонте.

Он сможет почувствовать то, что Вы говорите?
Не сможет. У него, просто, нет для этого сенсорного опыта.

А что нужно, чтобы он почувствовал красоту заката?
Нужно создать условия, чтобы он увидел закат своими глазами.

Для освоения ЧУВСТВЕННЫХ СОСТОЯНИЙ нужен ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ.

Так же невозможно описать, что такое счастье. Но возможно создать условия, чтобы человек сам это почувствовал.

При этом нужно уметь чувствовать и ОСОЗНАВАТЬ СВОИ ЧУВСТВА. И этому нужно учиться, чего в стандартной образовательной модели не предусмотрено.

Вот и будем учиться. В первую очередь – будем учиться чувствовать себя, находить свой путь и делать своё – то, что наполняет радостью и счастьем.

При этом будем учиться видеть и чувствовать людей вокруг. И взаимодействовать с ними бережно – сохраняя свои и чужие границы.

———————

10. ОСНОВА СЧАСТЬЯ – СПОСОБНОСТЬ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ И ДЕЛАТЬ СВОЁ

Вы когда-нибудь занимались “не своим” делом? Чувствовали, что делаете что-то “не то”, что Вам на самом деле не нужно?

А своим делом занимались? Таким, в которое хочется погрузиться и в этом жить?

Знакомые ощущения? А чем они отличаются?

Простой принцип – когда делаешь своё, жить хорошо и радостно.

Сразу возникают вопросы:
– что такое “своё”?
– как “своё” отличить от “не своего”?
– а “своё” всегда что-то одно или могут быть разные “свои”?
– как организовать жизнь, чтобы заниматься своим?

Для этого и нужно чувство себя и своего. Можно чувствовать свой выбор, свой путь, свои решения, своё пространство, своих людей.

Это чувство можно развивать. Методическая база для этого есть и проверена на практике.

———————

11. КТО ЗА ЧЬЁ СЧАСТЬЕ ОТВЕЧАЕТ?

ВОПРОС: За чье счастье в жизни может отвечать человек?
ОТВЕТ: Только за своё. И то с поправкой на то, что в мире очень многое от него не зависит.

ВОПРОС: Могут родители или учителя отвечать за счастье детей (своих и чужих)?
ОТВЕТ: Не могут. Потому что ТЕХНИЧЕСКИ НЕ СМОГУТ БЫТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ РЯДОМ.

Поэтому основа счастья – самостоятельность – способность в жизни “стоять” самому и нести ответственность за себя.

Невозможно сделать других счастливыми. Не получится научить других жить счастливо. Нельзя получить счастье от других.

Зато человек может сам научиться жить счастливо и другим создавать для этого возможности.

———————

12. КАЖДЫЙ УЧИТСЯ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ ПО СВОЕМУ

Одному для счастья нужно писать картины, другому – программировать, третьему – водить самолёты, четвёртому – путешествовать
Каждому своё.

ВОПРОС: Кто может определить – какой жизненный путь, какой опыт нужен человеку для счастья?

ОТВЕТ: Только сам человек и может – только он себя, на самом деле, способен познать.

ВОПРОС: А что может сделать школа, образовательный центр или семья, создавая модель образования для счастья?

ОТВЕТ: Создать УСЛОВИЯ и СРЕДУ, в которой КАЖДЫЙ САМ СТРОИТ СЕБЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ МОДЕЛЬ ДЛЯ СЧАСТЬЯ. И каждый сам её осваивает.

В такой среде кто-то научится картины писать, кто-то – самолёты водить, кто-то сады выращивать, а кто-то балет танцевать.
Такая вариативность образовательного процесса вполне возможна.

И что важно, нет задачи оснастить один образовательный центр всеми необходимыми специалистами, оборудованием, учебными программами.

Зато есть задача, чтобы люди смогли сами находить себе пути реализации и двигаться по этим путям, САМОСТОЯТЕЛЬНО отбирая и осваивая, в процессе, весь необходимый инструментарий.

При современной доступности информации и контакта с людьми – это более чем возможно.

———————

13. ОБРАЗОВАНИЕ ПРО СЧАСТЬЕ: СПЕРВА – ВЗРОСЛЫМ, ПОТОМ – ДЕТЯМ

Вопрос: Кто может помочь человеку (ребёнку или взрослому) научиться жить счастливо?

Ответ: Тот, кто прошёл этот путь сам. Кто сам научился наполнять себя счастьем. Кто продолжает этому учится и делится своим счастьем с другими людьми.

Поэтому, если образовательная команда (или родители в семье), хотят создать для своих детей образование про счастье – им, сначала, нужно пройти этот путь самим. Для себя.

И только потом помогать в этом детям.

———————

14. ЧТО МОГУТ ДЕЛАТЬ ВЗРОСЛЫЕ ДЛЯ СЧАСТЬЯ ДЕТЕЙ?

ВОПРОС: Что могут сделать родители и учителя для счастья детей?

ОТВЕТ:
1. Сами жить счастливо и, таким образом, подавать пример детям.
2. Делиться своим счастьем и радостью с детьми – своим вниманием, теплом, поддержкой.
3. Создавать возможности, чтобы дети осознавали свою ответственность за своё счастье и сами учились жить счастливо.

Поэтому, если образовательная команда хочет у себя в школе (клубе, вузе, центре, предприятии) развернуть образование про счастье и для счасть, то, сначала, участники команды учатся быть счастливыми сами.

———————

15. ПЕРВЫЙ ФОКУС ВНИМАНИЯ НА СЕБЕ И НАСТРОЙКЕ СЕБЯ

Если человек не самодостаточен – он достраивает себя другими. Тут много радости может быть, но и большая взаимная зависимость.

Зато, если человек способен быть счастлив сам по себе, без опоры на других, то он и с другими легко будет счастлив.

Поэтому в образовании про счастье занимаемся собой. Исследуем и настраиваем себя.

Типичный набор объектов исследования для человека в корневом образовании;
– моё внимание;
– моя осознанность;
– мои чувства;
– моя радость;
– мои ценности;
– мои жизненные задачи;
– мои стремления;
– мои способности;
– мои возможности;
– моё тело;
– моё питание;
– мой иммунитет;
– мой опыт;
– мои привычки;
– моя память;
– моя история;
– мои ритмы;
– мой выбор;
– мой характер;
– мои отношения;
– мой быт…

Список, на самом деле, шире. И порядок не фиксированный – каждый фокусируется на том, что нужно ему и идёт своим путём.

Зато образуется эрудиция восприятия себя и практика управления собой и своей жизнью в разных аспектах.

И всё это – для счастья.

———————

16. ОТ СЕБЯ – К ОБЩНОСТИ

Счастье возможно в гармонии с собой, гармонии с другими людьми и с миром в целом.

Поэтому: научились вниманию к себе – учимся наполнять счастьем контакт.

Поэтому в образовательной модели для счастья в явном виде предусмотрена настройка способностей:
– чуткость;
– внимательность;
– бережность к своим и чужим границам;
– открытость и искренность;
– готовность к сотрудничеству и сотворчеству и т.п.

———————

18. СЧАСТЬЕ – МЕРА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Представьте себе два варианта жизни:
– Вы богаты и успешны, но больны и несчастны;
– Вы (по чужим оценкам) не богаты, но вам хватает, и Вы счастливы.

Какой вариант жизни Вам нравится больше?

Тут есть важный момент: деньги, успех, богатство – всё это ценно.
Но ценно, при одном условии: если всё это обретается вместе со счастьем, а не вместо и не за счёт счастья.

Часто бывает наоборот. Типичная обманка современного мира:
Тратить 5 дней в неделю по 10 часов в день, чтобы заработать деньги и, потом, на эти деньги купить счастье.
Тратить оставшиеся 2 дня в неделю на то, чтобы хоть как-то восстановиться. Деньги, при этом, израсходовать на восстановление и бытовые нужды

Вопрос: и где здесь счастье? где радость?

Поэтому в образовательной модели сохраняем простой принцип:
Измеряем эффективность жизни счастьем и радостью. В явном виде.

———————

18. ТРАДИЦИОННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ – ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ СЧАСТЬЯ

Стандартная школьная программа входит в образовательную модель про счастье, как вспомогательная часть.

Люди учатся видеть ценность школьных предметов и осваивают их как прикладные инструменты для жизни:
Математику – для точности жизненных решений;
Географию – для освоения жизненного пространства;
Историю – для знакомства с мировым жизненным опытом и его результатами;
Языки – для радости в отношениях и взаимопонимания;
Литературу – для знакомства с разными мировоззрениями и построения своего;
Физику, химию, биологию – для понимания, как сам человек устроен, как устроены вещи и явления вокруг и как с собой и миром вокруг взаимодействовать;
И всё перечисленное – для красоты, радости познания.

Любые знания осваиваем с пониманием – зачем это нужно для счастья.

Понятно, что всё перечисленное помогает в развитии мышления, внимательности, способности понимать и т.п. Всё это учитываем НАПРЯМУЮ.

Т.е. прослеживаем и подробно обсуждаем связь, например, математики и языка с мышлением. Измеряем влияние. И в явном виде мышление настраиваем. Опять-таки – для счастья.

———————

19. СОПУТСТВУЮЩИЕ ТЕМЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Темы, которые здесь не раскрываю, но они есть и, во многом, осмыслены:
– эрудиция радости;
– плодотворность и счастье;
– наполненность и счастье;
– связь счастья и могущества;
– счастье и устойчивость;
– счастье и готовность к неизвестному;
– счастье и труд.

Большая отдельная тема – счастье и инженерия. Об этом плотно говорим в инженерном курсе.
Тут уже накопленного материала – вагон.

Пара полезных ссылок:
1. Cайт корневого образования: http://raobr.ru/

2. Про глобализацию радости – так можно посмотреть на тему в масштабе:

Глобализация радости 🙂


Но, начинать всё равно с себя.

3. Добрая добрая сказка Петра Бормора
http://bormor.livejournal.com/392448.html
Для меня эта сказка – эпиграф ко всей разработке.

———————

20. ИТОГО

Для меня этот текст – промежуточный итог и трамплин в теме про счастье в образовании.

Мне интересно, чтобы такой подход начал жить и дышать.

Кто хочет сразу практику – записывайтесь в курс.

КУРС ИНЖЕНЕРИИ. Подросткам и взрослым. Вкусно. Онлайн.Запись на август (или на сентябрь, или сразу на весь…

Опубликовано Игорь Скирневский Вторник, 16 июля 2019 г.

Вот.
Всем радости 🙂