Курс “Целостная инженерия”

Курс запланирован в двух версиях – для взрослых и для подростков.

Длительность курса – 9 месяцев. Плотность курса – 3 занятия по 2 часа в неделю.

———————————————

Курс состоит из трёх потоков:
1. Понимание.
2. Практика.
3. Эрудиция.

Все три потока идут параллельно и связаны между собой.


ПОТОК “ПОНИМАНИЕ”

Задача потока “Понимание”:

Помочь людям глубоко понять суть, принципы и алгоритмы инженерии, так, чтобы они смогли это применять в своей жизни.

В том числе – найти ответы на вопросы:
– Что такое инженерия?
– Зачем инженерия нужна?
– Как она уже влияет на их жизнь?
– Как они уже применяют инженерию?
– Как повседневная осознанная инженерная деятельность может изменить их жизнь?
– Как развить свои свою инженерную эффективность?
– Какие есть границы инженерной деятельности и как себя в них держать?
и т.п.

Содержание потока “Понимание”

1. Базовые понятия:
– Понятие задачи и многообразие задач.
– Понятие инструмента и многообразие инструментов.
– Понятие могущества субъекта (от слова “могу”) и его связь с инструментами.
– Понятие модели и многообразие моделей.
– Понятие науки и научной деятельности.
– Понятие инженерии, как науке об инструментах и решении задач.
– Понятие инженерной задачи обзор основных инженерных задач.

2. Теория ценностей, система ценностей человека и ценности в инженерии.

3. Осознанность и радость в инженерной деятельности.

4. Инженерное мышление и опорные инженерные способности:
– Базовая теория мышления;
– Инженерное мышление (суть и принципы построения);
– Инженерное чувствование;
– Инженерная интуиция;

5. Основные инженерные задачи и синтез алгоритмов для их решения.
– Поиск инструментов для решения задачи;
– Испытание инструмента;
– Сравнение инструментов;
– Выбор оптимального инструмента;
– Освоение инструмента;
– Применение инструмента;
– Расширение области применения инструмента;
– Улучшение инструмента;
– Создание нового инструмента;
– Документирование инструмента и ведение документооборота;
– Копирование инструмента и производство инструментов;
– Обслуживание инструмента;
– Поиск неполадок и неисправностей инструмента;
– Ремонт инструмента;
– Замена инструмента;
– Отчуждение, сохранение и передача информации об инструменте;
– Отказ от применения инструмента.

6. Обзор и классификация жизненных задач человека;

7. Собственные инструменты человека (обзор, возможности, методы настройки):
– Человек как многофункциональная система;
– Онтогенез человека (естественный процесс развития);
– Инструменты тела (сенсорика, моторика, обменные процессы);
– Инструменты характера;
– Инструменты мышления;
– Осознанность как инструмент;
– Ценности как инструмент;
– Инструменты опыта и т.п.

8. Связь фундаментальной науки, прикладной науки и инженерии.
– Понятия фундаментальной и прикладной науки;
– Наука как опора инженерной деятельности;
– Универсальные алгоритмы познании;
– Алгоритмы преобразования научных моделей в инструменты.

8. Многообразие инструментов и история их развития.
– инструменты, созданные человеком и история техносферы.
– инструменты в природе (бионика) и история эволюции.
– среда обитания как источник инструментов

9. История и тенденции развития инструментов:
– история эволюции и развитие биосферы;
– история техники и развитие техносферы;
– прорывные и закрывающие технологии.

10. Специальные виды инструментов и их особенности:
– знаки и символы;
– языки;
– модели;
– алгоритмы и технологии;
– классификации;
– методики и учебные материалы;
– изделия;
– продукты;
– материалы;
– компоненты;
– источники энергии и энергоносители;
– транспортные средства;
– средства связи и взаимодействия;
– инфраструктура и сети;
– среды и пространства;
– накопители и архивы;
– распределители и трансляторы;
– средства производства и производственные комплексы;
– военные инструменты;
– организационные структуры;
– социальные структуры и т.п.

11. Ограничения в инженерии:
– инженерные нормы, стандарты и право;
– инженерные ошибки их последствия;
– инженерная этика.

12. Гармония и целостность в инженерии.


ПОТОК “ПРАКТИКА

Задача потока “Практика”:

Помочь людям стать инженерами по сути, т.е. научиться применять своё знание сути, принципов и алгоритмов инженерии в реальной жизни, для решения своих прикладных задач.

Содержание потока “Практика”.

1. Освоение основных инженерных алгоритмов:
– Поиск инструментов для решения задачи;
– Испытание инструмента;
– Сравнение инструментов;
– Выбор оптимального инструмента;
– Освоение инструмента;
– Применение инструмента;
– Создание нового инструмента;
– Улучшение инструмента;
– Обслуживание инструмента;
– Поиск неполадок и неисправностей инструмента;
– Ремонт инструмента;
– Расширение области применения инструмента;
– Замена инструмента;
– Отчуждение и передача инструмента;
– Отказ от применения инструмента.

2. Познание, освоение и наладка себя и своих инструментов:
– Познание и наладка своего тела;
– Познание и наладка системы функций организма;
– Познание и наладка своей осознанности;
– Познание и наладка своих ценностей;
– Познание и наладка своего характера;
– Познание и наладка своего мышления;
– Познание и наладка познавательной способности;
– Познание и наладка ясности самовыражения;
– Познание и наладка собственного опыта.

3. Практика поиска, выбора, освоения и применения инструментов, созданных человеком:
а) Материальные инструменты:
– Ручные инструменты;
– Автоматизированные инструменты;
– Инфраструктурные инструменты;…
б) Информационные инструменты;
– Программные инструменты;
– Алгоритмы;
– Информационные инструменты;
– Стандарты и нормы;
– Научные модели и теории…
в) Организационные инструменты:
– Социальные и организационные структуры;
– Коммуникационные инструменты;
– Алгоритмы и методы взаимодействия …

4. Настройка инженерной сенсорики:
– Настройка зрения (измерение “на глаз” расстояний, размеров, углов, цветов)
– Настройка слуха (определение направлений на источник слуха, звуковых частот)
– Настройка осязания (измерение усилий, моментов, давления, температуры, фактуры поверхности, вязкости)

5. Практика постановки инженерных задач (разработки технических заданий)

6. Практика познания и освоения новых предметных областей. В т.ч. – практика конструирования моделей и научных теорий.

7. Практика создания инструментов:
– практика моделирования;
– практика создания законченных инструментов;
– практика создания продуктов (инструментов, создаваемых на продажу или в обмен для других людей)

8. Практика документирования инструментов.
– Создание инструкций;
– Создание рекламно-информационных материалов.

9. Игровая практика организации серийного производства.

10. Практика осознанного управления своим могуществом и развитием.


ПОТОК “ЭРУДИЦИЯ”

Задача потока “Эрудиция”:

Помочь людям получить представление о множестве существующих в мире инструментов и инженерных решений:
– в технике;
– в природе;
– в самом человеке.

Разобраться в истории их развития, тенденциях, ошибках и т.п.

И научиться применять эти знания для решения своих прикладных задач.

Содержание потока “Эрудиция”:

В разделе эрудиция даются знания, которые не определяют суть инженерной деятельности, но расширяют инженерное могущество.

1. Эрудиция задач человека и человечества:
– Собственные задачи человека (для участников курса);
– Классификация задач человека и человечества;
– История развития задач человека и человечества.

2. Эрудиция инструментов:
– Тело человека как система инструментов;
– Система функций человека;
– Этногенез человека (естественный процесс развития);
– Возможности настройки и регулировки инструментов человека;
– Характер как система инструментов; – Мышление как система инструментов.

3. Эрудиция инструментов:
– Инструменты, созданные человеком;
– Инструменты в природе;
– Естественная среда как пространство инструментов.

4. Историческая инженерная эрудиция:
– История цивилизации с инженерной точки зрения;
– История эволюции и биосферы;
– История развития инструментов человека и техносферы.
– История трансфера инструментов.

5. Эрудиция инженерных ошибок и их последствий:
– История инженерных ошибок и их последствий.
– Причины возникновения ошибок;
– Методы предотвращения ошибок.

6. Базовая научная эрудиция:
– Наука вокруг нас – привязка научного опыта человечества к миру, который люди видят вокруг себя.
– Сферы науки, охваченные сегодня человеком;
– История сопряжения науки и инженерии;

7. Эрудиция тенденций:
– Тенденции развития инженерии в современном мире:
– Социальные тенденции в современном мире;
– Методы поиска и исследования тенденций.