Осознанность

Представьте себе ребёнкакоторый в первый раз жизни столкнулся с какой-то новой ситуацией. Например, увидел кошку. Или мама ему утром дала в руки зубную щётку. Или ещё чего.

И он на эту ситуацию среагировал: кошку погладил (или за хвост схватил), щёткой зубы почистил…

Не очень важно, что именно он сделал. Важно, что у него в нервной системе записалась модель этой ситуации.

У этой модели есть ПРИЗНАКИ: кошка или утро и щётка. И есть РЕАКЦИЯ на эти признаки: гладить кошку и чистить зубы.

Когда эта ситуация появилась в жизни первый раз — человеку надо было в ней разобраться и принять для себя сложное решение — что делать. ГОТОВОГО РЕШЕНИЯ НЕ БЫЛО и ребёнок его ПРИДУМАЛ.

Как только он один раз это сделал, у него в нервной системе записалась программа вида “есть признак — реагировать так”. Примеры таких программ:

  • есть кошка — надо гладить;
  • утро — надо чистить зубы;
  • хорошая погода на улице — надо пойти гулять.

Процесс повторялся много раз и программа доведена до автоматизма. Ребёнок стал гладить кошку, не задумываясь об этом. И зубы чистить. Просто привык.

Говоря словами академика Павловау ребёнка выработался условный рефлекс: утром встал — надо почистить зубы. И кошку погладить.

Вроде бы, как это связано с осознанностью? Сейчас расскажу

Рефлексы и потеря осознанности

Программы-рефлексы, описанные выше, человеку очень нужны. Рефлексы помогают человеку быстро принимать решения в уже известных ситуациях.

Используя рефлексы, человек ходит, чистит зубы, ест ложкой, пишет, ходит на уроки, целуется, бродит по фэйсбукам, рассчитывается по коммунальным счетам, управляет проектами и предприятиями…

В знакомых ситуациях действия человека доведены до автоматизма. Очень ценная штука. И в ней же — сложность.

Алгоритм потери осознанности и перехода к неосознанной жизни — начало

Давайте посмотрим на простой процесс:

  • Чем дольше человек живёт, тем больше ситуаций вокруг него возникает.
  • Чем больше ситуаций, тем больше записывается для них признаков и программ реакции.
  • Чем больше признаков человеку известно, тем меньше ему надо находить новых решений. Достаточно использовать готовые программы.

ВНИМАНИЕ, ВОПРОС: Что произойдёт, когда таких программ станет очень много — на все случаи жизни?

Подумайте над ответом сами. А потом читайте дальше.

Алгоритм потери осознанности и перехода к неосознанной жизни — продолжение

Когда программ становится критически много, человек начинает ЛЮБУЮ СИТУАЦИЮ распознавать, как уже знакомую. И на любую ситуацию запускает готовое решение.

Человек перестаёт осознавать происходящее и начинает жить “автоматически”. Т.е. ТЕРЯЕТ ОСОЗНАННОСТЬ.

Автоматически люди делают очень много — ходят на работу, читают профессиональные статьи, ругаются с близкими, качают файлы из торрентов.

Тот самый случай, когда готовое решение есть “на все случаи жизни”. Во всех этих случаях человек НЕ ДЕЛАЕТ НИЧЕГО НОВОГО. Только АВТОМАТИЧЕСКИ ВОСПРОИЗВОДИТ СТАРОЕ.

Этакий забавный живой робот.

Потеря осознанности — характерный возраст и признаки

Из моей практики — можно выделить возраст, в котором по этой схеме происходит потеря осознанности. Примерно 30-35 лет.

Это у моего поколения. У более молодых встречается раньше. Даже у подростков. Очень мощный сейчас информационный поток – быстро наступает перегруз.

К этому моменту у человека накапливается критическая масса рефлексов.

И у этой ситуации есть очень характерный признак: У ЧЕЛОВЕКА ГАСНУТ ГЛАЗА.

Вроде бы — ну вот же он. Ещё в прошлом году горел. Делал что-то новое. Интересно что-то рассказывал. А тут сидит, как робот. И рассказывает, как у него всё хорошо (или плохо).

Причём, рассказывает, явно, уже не первый раз, одними и теми же словами — тоже на автомате.

Разница в восприятии мира «как есть» и «как привык»

ВНИМАНИЕ, ВОПРОС: А на самом деле, ситуации, происходящие с человеком, те же самые, что были раньше?

ОТВЕТ: Вообще ни разу.

Например, человек может в юности ошибиться в отношениях с противоположным полом. И завязать восприятие на какой-нибудь охранный рефлекс — боль или страх.

И на всю жизнь будет уверен, что “все мужики — козлы” / “все бабы — дуры”. Хотя всех точно не проверял. Просто с каждым следующих партнёром ищет старые признаки и воспроизводит уже привычные программы.

Если он эту ситуацию увидит в себе “со стороны” — легко это изменит.

ВОПРОС: почему не видит и не меняет?

А не видит, потому что воспроизведение программы — рефлекс, выполняемый неосознанно.

Это как молоточком ударить по коленке — нога дёрнется. Человек этим не управляет в большинстве случаев.

Чтобы управлять, надо перехватывать управление у собственного организма.

Это вполне реально. Но это — отдельная большая тема.

Проверка собственной осознанности

Вы можете попробовать сами разобраться в своей осознанности.

Простой вопрос для самопроверки: Что Вы делаете “на автомате”?

Хотите, чтобы этот вопрос дал реальный результат — напишите нумерованный список из 30 пунктов. Уже многое про себя узнаете.

Как развивать осознанность?

Общий принцип — вычищать своё сознание от рефлекторных действий и фонового рефлекторного мышления

Как с компьютером — полезно периодически чистить реестр от старых и ненужных данных.

Очень рекомендую книгу Экхарта Толле «Сила момента сейчас». Там много простых и прикладных рекомендаций.

Отмечу, что типичное «рациональное мышление» будет сопротивляться. Иногда будет казаться, что это «типа какая-то магия». Всё дело в непривычной терминаологии. Если с этим справитесь – получите много полезного. В конце концов, сопротивление чтению — простой защитный рефлекс.

Немного общих мыслей и рекламы

Этот материал — полноценная рабочая модель. Если его аккуратно использовать — можно делать жизнь гораздо более радостной и, вообще, правильной.

Мы стараемся давать модели такого качества. Например, есть не менее ценный (но более сложный) цикл про понимание. При этом, надо понимать, что для полноценного освоения модели нужна практика. Для этого и созданы тренинги про осознанность в образовании и большой курс корневого образования.

Собственно, курс — первая попытка собрать мои разработки в полноценный комплекс. Когда это получится — у нас будет действующий прообраз целостного образования.

По мне — интересная задача.
🙂